Опасная работа. Личный опыт раллийных фотографов
Сегодня я расскажу вам о тяжкой доле своих непосредственных коллег – раллийных фотографов. В этой статье – рассказы восьми мастеров фотокамеры. К сожалению у них не берут интервью, а зря. Им есть что рассказать!
Почему я решил сделать данный материал? Не так давно отмечался день фотографа, а ещё чуть раньше – день автоспортивного журналиста. Труженики пера и фотокамеры во время гонок как правило остаются в тени, но именно от них – от нас – зависит что увидят читатели по окончании гонки. А для этого нам порой приходится рисковать своим здоровьем и даже жизнью.
Работа автоспортивного журналиста сопряжена со смертельной опасностью – это особенно относится к фотографам. Об этом не принято говорить, но количество получивших травмы и погибших тружеников фото- и видеокамеры отнюдь не единично.
Данная статья предназначена для всех читателей данного блога, но в особенности её необходимо прочесть тем из вас, кто выезжает на автоспортивные соревнования с фотоаппаратом или видеокамерой – послушайте профессионалов, пожалуйста.
Возможно многим из вас имена сегодняшних участников данной статьи мало что скажут. Однако именно это люди стали лучшими из лучших в нашей стране в своём нелёгком деле – они профессиональные фотографы, которые снимают классическое ралли и ралли-рейды. Сегодня мы попросили их рассказать о самых опасных случаях в их жизни.
Ралли и ралли-рейды – эти виды автоспорта являются едва ли не лидерами с точки зрения потенциальной опасности для фотографов и видеооператоров. В поисках умопомрачительного кадра журналисты порой перебарщивают и выбирают слишком опасные точки съёмки.
Однако бывают и самые настоящие "форс-мажоры" – фотограф может выбрать вполне безопасную точку, но гонщик может допустить фатальную ошибку, автомобиль поедет по совершенно неожиданной траектории из-за внезапно возникших технических проблем, на пути машины может встретиться какое-то препятствие – даже небольшой камень может отбросить гоночный автомобиль в сторону. И всё – вот она, катастрофа!
А начну я разговор с коллегами с самого опытного из нас…
Андрей Клещёв: «Там меня машина и догнала…»
Андрей является самым опытным из ныне действующих автоспортивных фотографов – он начал снимать гонки ещё в девяностые годы. Конечно же с таким опытом он выработал такую «чуйку», что всем его коллегам остаётся только завидовать. Если в пресс-центре кто-то из фотографов говорит: «Гонщик N перевернулся», то как правило потом следует такой диалог:
– Кто-нибудь «уши» снял?
– Ну конечно же Клещ!
И это никого не удивляет – поговаривают, что некоторые пилоты во время гонки завидев на обочине Клещёва начинают нервничать…
Казалось бы Андрей должен как никто уметь избегать опасностей, но, как говорится, и на старуху бывает проруха.
Андрей Клещёв: «Ну что же, давай начнём! На самом деле работа фотографа не так проста, как может показаться на первый взгляд. Особенно в случае с раллийными фотографами. Если в случае с кольцевыми гонкам всё достаточно понятно – есть четыре километра кольца, есть 12-15-20 поворотов и они не меняются год от года – то в ралли трасса меняется год от года. И в идеале если ты реально хочешь сделать хорошие кадры, тебе нужно проехать всю трассу ралли до соревнований. Посмотреть что изменилось, какие новые куски появились, какие старые исчезли и в целом посмотреть на трассу не только с точки зрения фотографической, но и с точки зрения гонщика. Лично мне это очень помогало. Когда я начал ездить на гонки не только в качестве фотографа или журналиста, а в качестве раллийного штурмана количество эффектных кадров у меня возросло.
Всё из-за того, что я смотрел на трассу не только глазами стороннего наблюдателя – человека с обочины – но и с точки зрения пилота или штурмана, члена экипажа. Ну и соответственно мог отметить те места, которые кажутся вроде как простыми, но на самом деле там могут возникнуть определённые нюансы при прохождении спецучастка.
Да, действительно в 2000-х годах у меня была – не знаю чуйка это или не чуйка – в общем на трассе соревнований я вставал там, где что-то происходило. В частности Максим Новиков даже боялся меня, поскольку он несколько раз либо прилипал к сугробам, либо ещё что-то с ним происходило именно в тех местах, где стоял фотограф Андрей Клещёв [смеётся].
Ну в общем – да, коллекция отснятых "крэшей" в те времена у меня была очень большая. Но не только на российских гонках – на зарубежных в том числе. Думаю, что это прежде всего не везение, а именно следствие некой кропотливой работы по выбору точек для съёмки где что-то может произойти».
И вот тут я увёл разговор на опасные ситуации – одну из них я видел воочию. 2014 год, второй Этап чемпионата России по ралли – ралли «Пено». Один из спецучастков (спецучасток под номером 3 и 4) проводился на закольцованной полуторакилометровой трассе прямо рядом с сервис-парком. Это очень удобно для зрителей и фотографов – трасса вся как на ладони. Все заняли свои места – зрители на кромке обрыве над трассой, фотографы распределились от поворота к повороту.
Я на этой гонке был в роли обычного журналиста – фотоаппарат с собой не взял и наблюдал за прохождением спецучастка сверху. Стартует главный фаворит – будущий чемпион России того года Алексей Лукьянюк. Но проехал он совсем немного – его Mitsubishi Lancer Evolution X внезапно стащило с трассы и она взмыла в воздух, сделав «свечку» и накрыв трассу облаком снежной пыли. А произошло всё это именно там, где стоял Андрей Клещёв…
Вот как это выглядело с того места, где стоял я
После того, как снежная пыль осела мы вздохнули с облегчением – Андрей не пострадал. Я никогда не обсуждал с ним тот инцидент и вот – время пришло!
Андрей Клещёв: «В той ситуации авария не произвела на меня никакого "вау-эффекта". Может быть со стороны это смотрелось как-то страшно, но в моём измерении всё было достаточно безопасно. Я стоял в безопасном месте, у меня был протоптан в снегу путь для отхода на случай экстренной ситуации. Этим путём я воспользовался как только стало понятно, что что-то идёт не так и машина не помещается в кадр.
Естественно я сделал несколько шагов назад, всё это дело мимо меня пролетело – точно также мимо меня пролетела машина Вадима Макарова, который тоже имел проблемы в этом месте. Поэтому в общем и целом ничего страшного в этой ситуации не было. Просто было обидно за Лукаса [Алексея Лукьянюка] – это было достаточно известное место, коварное. Честно говоря я не ожидал, что у него будут проблемы именно в этом месте».
Ну раз Андрей не посчитал ситуацию опасной, то и мы не будем, правда? А как насчёт реальной опасности?
Андрей Клещёв: «Вообще по-настоящему опасных для жизни ситуаций в моей карьере было три.
Про первые два из них мало кто знает. Они относятся к девяностым годам – тогда я в основном снимал автокросс и трек, так как не был сильно увлечён раллийной темой. Первый случай был со мной на грузовом кроссе в Тюмени. Там я был уже не первый раз. Готовясь к первому полуфинальному заезду я выбрал точку съёмки исходя из предыдущих мироощущений. Но как оказалось впоследствии организаторы изменили место старта и в один прекрасный момент я стоя на точке съёмки оказался один на один со стадом разъярённых грузовиков, которые вышли прямо на меня из-за поворота!
Вот так это примерно выглядело
Такого я не ожидал. Пришлось очень сильно напрячься чтобы убежать от этого «стада». Но в общем и целом всё обошлось. Оказалось, что я встал на той части трассы, которая раньше не использовалась, но была использована в этот раз…
Второй случай – самое опасное из того, что приключилось в моей фотографической жизни – был связан с городом Тольятти. Это тоже была середина девяностых годов. 8 марта на одном из озёр там проводились ледовые гонки. Зрители стояли амфитеатром вокруг трассы. Местом для размещения зрителей был снежный вал вдоль трассы. Он был совсем небольшой, а реклама гонки была такой, что зрителей собралось очень и очень много.
Мне удалось пробраться в первые ряды зрителей, чтобы фотографировать. Но за мной плотной стеной встали болельщики. Несколько заездов, в каждом из которых по 15-20 машин. Колёса с шипом 4,5 мм. Я стоял в стартовом повороте. И когда эти полтора десятка машин въехали в этот поворот я понял, что все они в этом повороте разместиться не смогут. Было понятно, что сейчас начнётся нечто неприятное. Я сделал пару кадров и попытался ретироваться с этого места. Но снег был такой глубокий, что я в этом снегу просто застрял и опрокинулся на спину. Вот тут-то я и понял, что сейчас наступит большой шухер. Если не сказать хлеще…
Несколько машин имели реальные шансы вылететь на этот бруствер и скосить некое количество зрителей – включая вашего покорного слугу, который в этот момент лежал в снегу и не мог ничего сделать.
Бог миловал. Меня. Но не всех. Когда началась движуха кого-то из зрителей спихнули с этого бруствера вниз и соответственно этот зритель – насколько я помню это была бабушка достаточно преклонного возраста – попал под колёса пролетающих мимо автомобилей. Поэтому гонки закончились досрочно. При этом я абсолютно не пострадал – не считая моральных обстоятельств.
Да, безусловно там были "косяки" со стороны организаторов, но мне от этого было не легче. С той поры я завёл себе правило – никогда не стоять в толпе народа и всегда иметь возможности для безопасного отхода с места съёмки. То есть если гонка проходит зимой, то я протаптываю себе тропинку куда-то там в лес – за деревья или большие камни. Это правило №1 фотографа, снимающего автогоночные мероприятия.
Да, некоторые эффектные кадры требуют определённого риска, но этот риск должен быть адекватным ситуации. Поэтому – никогда не стой ниже дороги, никогда не стой спиной к дороге, всегда следи за ситуацией и имей пути для отхода. Вот собственно тот нехитрый свод правил, который я стараюсь выполнять во время гоночных съёмок.
И третий случай – его я бы назвал "горе от ума". Я чисто случайно оказался на региональной гонке в Горячем Ключе под Краснодаром – проезжал по своим делам и заехал на гонку. Формат гонки представлял собой один спецучасток, который участники проезжали несколько раз. Встал за отбойником в достаточно опасном повороте, но квалификация участников на мой взгляд позволяла надеяться, что особенно больших скоростей не будет. Но я не учёл один момент…
Руководитель гонки на том соревновании [тогдашний руководитель ККФА – Автоспортивной Федерации Краснодарского края – Андрей Колесников] ещё и ехал открывающим экипажем. И естественно он очень торопился на финиш соревнований, чтобы всё взять под контроль. Я стою в достаточно крутом повороте за отбойником после длинного прямика, поворот на спуске. Одно из немногих интересных мест на этой трассе. На мой взгляд только тут и мог произойти какой-то "экшн". Но произошло немного не то, что я предполагал…
Когда я увидел на какой скорости выскочил из-за бугорка наш торопящийся на финиш руководитель гонки, я понял, что в этот поворот он точно не попадает. Начав оценивать все риски я понял, что тот отбойник, за которым стою я и несколько десятков зрителей, скорее всего не выдержит удара боевой «восьмёрки» и есть большущий шанс загреметь вместе с этим отбойником и «восьмёркой» в овраг, который находился за нашими спинами.
Поэтому я оперативно принял другое решение – я решил перебежать на другую сторону дороги. И вот перебегая через эту дорогу – примерно на её середине – меня и догнал автомобиль руководителя гонки и по совместительству зачётного спортсмена…
Машина ударилась в отбойник, который сорвало с креплений, он отпружинил и отбросил «восьмерку» обратно на трассу, где она меня торжественно и приняла [смеётся]. Я совершил кувырок в воздухе и приземлился на асфальт. К счастью всё это было уже на излёте – скорость при ударе была невеликая. И соответственно я отделался царапинами и ушибами. Некоторое время передвигался с трудом, был с забинтованной головой. Меня отвезли в местную больничку, обследовали, ничего страшного не нашли.
Почему я назвал этот случай "горе от ума"? Если бы я остался за отбойником или сделал пару шагов назад, то ничего этого бы не произошло. Будь скорость километров на десять выше – тогда отбойник бы совсем не выдержал и мы со всей толпой оказались где-то глубоко в овраге.
Вот те четыре случая, которые оставили яркий след в моей памяти. Если в Пено всё было сделано правильно – ни один из фотографов при вылете Лукьянюка не пострадал. В первой опасной ситуации я допустил ошибку – не изучил то, как поедут гоночные автомобили и чуть за это не поплатился. В Тольятти это была ошибка организаторов и мне нужно было выбрать снимать или не снимать. Я выбрал первое и оказался в толпе зрителей. А в последнем случае – горе от ума…»
Лина Арнаутова: «Меня спасла ящерица»
Фотограф из Санкт-Петербурга – один из главных мастеров своего дела в ралли и ралли-рейдах. Лина работает в автоспорте с 2006 года и за прошедшие четырнадцать лет заработала себе громкое имя в российском и мировом автомобильном спорте.
Но когда-то и она была начинающим раллийным фотографом, допускавшим ошибки, которые могли привести к неприятным последствиям. О двух из них Лина расскажет сама:
Лина Арнаутова: «Первый случай это одна из моих дебютных гонок в качестве автоспортивного фотографа – это 2007 год. На тот момент в голове ещё не было понимания как и что – даже стыдно за такое сейчас.
Тогда на брифингах перед гонкой журналистам не рассказывали о правилах безопасности, а просто давали на подпись бумажку, что ты обязуешься не вставать в зонах вылета. Но это не зона вылета – это внутренняя сторона поворота. По идее она является безопасной.
Когда ты приезжаешь на зимнюю гонку и видишь трассу, понимаешь что в случае движения автомобиля в левом повороте если что-то пойдёт не так, то она будет смещаться вправо на внешнюю сторону. Но сейчас в более сознательном возрасте я бы не стала вставать там, где стояла. Почему? Потому что многие гонщики либо осознанно "режут" угол, либо ошибаются на входе в поворот – к примеру некорректно выставляют автомобиль.
Есть такое правило у гонщиков – в повороте куда ты смотришь, туда машина и поедет. Возможно люди на обочине в повороте являются таким ярким притягивающим элементом, таким пятном куда смотрит гонщик. Но чем больше экипажей проезжало этот поворот тем шире становилась эта часть трассы – видимо её всё-таки пытались срезать и туда затягивало автомобили.
Сейчас ты все эти моменты держишь в голове и туда просто не будешь вставать. Я бы вообще оставила дома широкоугольный объектив и снимала на длинный телевик. Но на тот момент это место казалось безопасным. Тем более там внутри со мной стояли такие мэтры как фотограф Александр Нахапетов и бригада нынешнего телеканала «Россия 24».
Поэтому я подумала, что там хорошая точка и надо пойти снимать туда. Но после этого момента, который показан на этих кадрах, я перешла на другую сторону трассы и снимала телевиком. Получившиеся кадры были не хуже и я осталась довольна съёмкой.
Просто в ралли гоночный автомобиль может поехать куда угодно и как угодно. Это невозможно предсказать. Может произойти неочевидная для зрителей поломка и машина может мгновенно выйти из строя – к примеру, может заклинить колесо, что-то случится с подвеской, откажут тормоза или попадётся камень, который сломает рычаг подвески. И всё – тормозить придётся обо всё, что только попадётся под руку. Поэтому надеяться на то, что предыдущие пять машин проехали вот так, поэтому здесь безопасно – не стОит.
Второй случай произошёл в Греции – тогда меня спасла… ящерица! Большая и страшная. Ралли «Акрополис», этап чемпионата мира 2009 года. Дорога шла сверху с гор и спускалась зигзагами вниз. В одном из левых поворотов был очень красивый вид – как раз для широкоугольного объектива. Машина проезжала справа налево и я встала как раз в этом повороте. Сняла два экипажа, а потом по всей видимости звук моторов напугал местную живность и она попыталась перебежать на другую сторону. Когда в полуметре от моей ноги вылезла ящерица длиной один метр – какой-то варан, наверное – я начала паниковать и отступать назад.
Яри-Матти Латвала режет обочину в том месте, где только что стояла Лина
Увидев, что следующей машине осталась пара поворотов до меня я просто перебежала на другую сторону. И именно этот автомобиль проехал там, где я до этого стояла! Я несколько раз вслед ящерице сказала «Спасибо»!
А вот что случилось с Латвалой в следующем повороте…
Если у гонщика в стенограмме записано "резать", а я во время съёмки присела – как любят делать фотографы, чтобы снять с нижней точки – меня бы немножко покатали на капоте…
На самом деле подобных тревожных моментов бывает достаточно много. Но в силу того, что я девочка, я стараюсь перестраховываться и не лезть в опасные ситуации. Пользуюсь длиннофокусными объективами, либо широкоугольными, но тогда место должно быть максимально безопасным – например я буду снимать с верхней точки или передо мной будет стена. Не очень хочется испортить свою шкурку и испортить жизнь гонщику».
Анатолий Кожарин: «Я успел оттолкнуться от машины!»
Московский фотограф не раз оказывался в неприятных и опасных ситуациях – такова цена хорошего кадра. Толя рассказал о «самых-самых» случаях из своей карьеры:
Анатолий Кожарин: Вообще, раллийные фотографы полные отморозки – а я был первым отморозком из всех! Только вот, у меня нет сведений, что кто-то из коллег погиб, из тех, что я знал. Был только один серьёзно пострадавший – на ралли «Белые ночи» отделался дыркой в лёгких когда машина ему ребро сломала [об этом случае я расскажу чуть позже]. А в прессе только и слышал: «Фотографа сбила раллийка».
В моей карьере было как минимум четыре раза, когда я оказывался вообще на грани – ралли «Профи-клуб», ралли «Бологое», ралли «Струги Красные» и ралли «Шуйский карьер».
Ралли «Профи-клуб» 2006 года. Я тогда был ещё совсем неопытный, стоял в самом опасном месте ради жареных кадров. Успел отскочить в последний момент. Хорошо, что сзади был обрыв и можно было скатиться, тогда как машина завязла на бруствере. Вот что я тогда успел сфотографировать:
Ралли «Бологое». Там был спецучасток с колдобинами на которых машины подбрасывало на пару метров. Я пристроился на обочине – как мне казалось на безопасном удалении. У очередного экипажа на Ладе-«восьмёрке» подвеска по всей видимости вошла в резонанс с ямками и после очередного прыжка машина отлетела в сторону от траектории под углом 45 градусов, прямо на меня:
Я раньше считал, что такое невозможно – это правда, что время замедляется. Помню, как хотел бы двигаться быстрее, но словно бежал сквозь толщу воды. Помню тепло от пролетающей вплотную машины. Всё обошлось – экипаж сделал уши в несколько оборотов но никто не пострадал:
Ралли «Струги Красные». Был там широкий рыхлый поворот, где машинки метров пятнадцать летели боком. Я пристроился снаружи поворота но достаточно далеко, метров пятьдесят по ходу движения. Пилот очередной Subaru Impreza видимо понял, что не попадает и поставив руль прямо чтобы не перевернуться поехал в лес. Я естественно побежал по заранее намеченной траектории… тоже в лес. Там мы и встретились. Всё что я успел – выставить вперёд руки и оттолкнуться от машины. Меня отбросило на спину. К моему великому везению Subaru уже успела нарыть перед собой кучу земли и остановиться. Снять я ничего не успел…
Ралли «Старая Шуя». Этап Кубка России по ралли в январе 2010 года, в карьере под Фурманово. Я устроился под трамплином и, видимо, расслабился с прошлого сезона, ибо нарушил святое правило – одна нога всегда должна стоять на земле. Никаких стоек на коленях и тем более нельзя лежать у трассы! Я уселся в снег на бруствере. Вылетает Mitsubishi Lancer Evolution X Михаила Лепехова и неудачно приземляется почти мимо трассы. Машину отбрасывает на бруствер, где сижу я…
Всё что я успел – упасть на спину. Если бы не дорогущая подвеска на машине Лепехова – меня бы бруствер не спас.
Тот же Михаил Лепехов чуть не убил меня ещё один раз. На одной из южных гравийных гонок он слишком широко зашел в один знаменитый поворот, попал на гравий и начал "расстреливать" камнями из-под колёс всех, кто там стоял (это называется «шприц»). Одному из судей-маршалов разбило камнем голову, но он держался и «Скорую помощь» ему вызывать не стали. Мне разбило голень, телефон Nokia в кармане и защитный фильтр на камере. Конечно, в таких местах нельзя стоять, но, я хотя бы голову прикрыл здоровенным Canon EOS-1D Mark III у которого корпус из магниевого сплава:
И последний случай – он произошёл не со мной, но на моих глазах. Ралли «Белые ночи» 2014 года. Там рейдовый прототип BMW Х6 какого-то чёрта выпустили на быстрые и прыгучие карельские допы в качестве "нулевого" экипажа (экипажа безопасности, который едет по трассе не на результат перед основными участниками ралли).
Естественно, он не попал в трассу на очередном трамплине. Я задолго понял, что место непростое, но красивые фотки там возможны были именно из низины под трамплином. Когда там набилось народу, я понял, что это очень стрёмно и, обругав всех, мол, «куда вы будете убегать если что-то случится?», ушёл повыше. Там себе расчистил тропинку, всех прогнал сзади от себя и когда в низину прилетела "бэха", довольно комфортно отбежал в сторону.
То, что там никто не погиб, это чудо – и слишком мягкая почва в низине. BMW просто перекатилась через зрителей, вдавив некоторых в почву. У одного фотографа – профи, как потом выяснилось – были сломаны рёбра и было пробито лёгкое. Он ещё пытался ходить, но потом ему стало плохо и я побежал искать «скорую помощь»…
Фотограф Алексей N: «Машина прокатилась по мне…»
Историю про вылетевший с трассы во время ралли «Белые ночи» прототип BMW X6 и сбитого в результате этого инцидента фотографа Алексея N [его фамилию я не буду публиковать – оставим её за скобками] я хорошо знаю – он сотрудничал с проектом, в котором я тогда работал и ситуация развивалась фактически на моих глазах.
Я был на данной гонке. Карельские спецучастки "катаются" гонщиками год за годом, очень хорошо известны и участникам, и зрителям и конечно же представителям прессы. Трасса скоростная и очень опасная – грунтовые дороги окружены плотным лесом, мест для зрителей очень мало, а безопасных мест вообще практически нет. Именно поэтому на карельских гонках неоднократно происходили трагические случаи – получали травмы и погибали гонщики, зрители…
Так что когда по ходу гонки до меня дошла информация о том, что один из автомобилей вылетел с трассы и сбил зрителей, я не удивился – это печальная, но привычная новость в Карелии. Если ты годами приезжаешь сюда и знаешь специфику гонки, то подобная новость не становится сенсацией.
Однако через некоторое время раздался звонок: «Лёша! Нужна помощь! Сбили фотографа N. К нему приехала карета «Скорой помощи», а он отказался от госпитализации. Но сейчас ему на глазах становится хуже и хуже…»
Ох, ёлки-палки. Что дальше? Городская больница города Сортавала, затем перевозка пострадавшего фотографа в Республиканскую больницу города Петрозаводска – пневмоторакс (пробитое сломанным ребром лёгкое) это очень серьёзный диагноз, получил Лёша и другие травмы, ведь вылетевшая с трассы машина попросту прокатилась по нему. Но врачи взялись за работу, а я наконец-то получил возможность задать тёзке вопрос, который давно вертелся у меня на языке.
«Зачем ты пошёл на эту точку съёмки? Ты же понимал, что там опасно?»
Далее – ответ Алексея N:
«Поначалу всё было как обычно. Мы приехали на спецучасток. Пока было время до старта машин – проехались по нему несколько раз туда и обратно, присмотрели некоторое количество точек съёмки. Но в итоге из всех выбрали именно эту – на которой потом и произошла авария.
Почему встали именно там? Это ходовой трамплин, машины здесь прыгают. Встать мы могли и слева, и справа (если смотреть по ходу движения гоночных автомобилей участников). Но стоять по левой стороне было небезопасно – в случае каких-то проблем на приземлении автомобиль должен был вылететь именно туда. Поэтому мы решили сделать иначе и заняли позицию на противоположной стороне дороги – справа от траектории движения машин.
И всё бы было супер, если бы один из гонщиков не допустил ошибку при прохождении трамплина. Из-за этого сразу после касания колёсами земли автомобиль начал двигаться в абсолютно ином направлении – вместо того, чтобы вылететь на левую обочину его понесло направо по направлению к нам, затем машина покинула пределы трассы и перевернулась…
А дальше – как в кино: время замедлилось, но думать я продолжал в нормальном режиме. Поэтому мне удалось взвесить всё происходящее и продумать свои дальнейшие действия. Я отдавал себе отчёт в том, что машина меня собьёт – в этом сомнений не было. Но тут же подумал о том, что если я буду стоять, то последствия удара для меня будут плачевными. Поэтому мне нужно рухнуть на землю, причём на живот. Мне показалось, что так удастся минимизировать ущерб».
А теперь оцените – между моментом приземления автомобиля на трассу и моментом удара прошла всего-навсего одна-единственная секунда! При этом Лёша успел подумать о дальнейших действиях и даже смог осуществить задуманное!
«После падения на землю лицом я перестал видеть летящую на меня машину. И тут она прокатилась по мне. Я подумал, что это всё…
На мне был фоторюкзак, который порвало в клочья. Мне было очень больно, но я не теряло сознания и сам отказался от госпитализации. Но, к сожалению, без переломов не обошлось…»
Лёша прошёл курс лечения, выздоровел и вернулся домой из командировки в Карелию. Позднее он вновь начал ездить на гонки, но в Карелию он больше не приезжает.
Дмитрий Гальчун: «Либо делаешь шаг назад, либо отпрыгиваешь»
Когда меня просят назвать самого лучшего раллийного или ралли-рейдового фотографа России я не задумываюсь называю имя Дмитрия Гальчуна. Это мой старинный боевой товарищ, мы работали с ним на множестве гонок и в самых разных гоночных сериях.
Дима постоянно оттачивает своё мастерство, не останавливаясь на достигнутом. Неудивительно, что на сегодняшний день в России он действительно самый крутой.
На международном ралли «Шёлковый путь» Дима работает уже несколько лет. С гонки 2019 года он привёз отличную съёмку – от некоторых кадров просто захватывает дух!
Вот, например, фото будущего победителя ралли «Шёлковый путь» – Катарец Нассер Аль-Аттия проходит одну из многочисленных дюн:
Но для того, чтобы сделать подобный кадр нужно пойти на определённый риск – снять такое издалека невозможно. По моей просьбе Дима рассказал о том, как он сделал данный кадр:
Дмитрий Гальчун: «Точку для съёмки мы выбрали вечером предыдущего дня – это было едва-ли не единственное место на спецучастке, куда можно было относительно легко и быстро добраться. Это если не учитывать поездку по высоким дюнам…
За этой дюной, на которой я стоял, была была первая контрольная точка. Мы думали, что гонщики поедут немножко с другой стороны – поначалу нас собралась целая толпа:
Но в итоге все остальные фотографы не захотели стоять толпой и так получилось, что на этом месте из фотографов остался только я один. Со мной были Дима Матыскин с «Матч-ТВ», с ним был его оператор и наш водитель Саша Поляков – он снимал видео со стороны.
Первыми ехали мотогонщики, которые накатали след и стало понятно, где примерно поедут участники на внедорожниках. Там я и встал.
По тому как ехал лидер гонки Нассер Аль-Аттия было понятно, что у него всё под контролем, всё получается. Он проехал гребень дюны и его Toyota даже не шелохнулась:
А вот его товарищ по команде Эрик ван Лун… уже когда он поднимался на дюну было видно по движению машины, что его немножко стаскивает по дюне вбок и я понял, что пару шагов назад-то нужно сделать. И собственно всё!
Но кадр ведь тоже получился отличный – даже отходя назад Дима успел сфотографировать пикап Toyota Hilux Эрика:
На том же ралли «Шёлковый путь» 2019 года Дима сделал совершенно фантастический кадр испанской мотогонщицы по имени Лайя Санс:
Когда видишь эту фотографию создаётся такое ощущение, что фотограф мог дотянуться рукой до мотоцикла. И это не обман зрения – испанская мотогонщица действительно была на расстоянии вытянутой руки…
Дмитрий Гальчун: «Лайя ехала по трассе не первая, в пустыне мотоциклистами уже фактически была накатана автострада. Все проезжали примерно по одной траектории – с разницей примерно сантиметров в двадцать. Кроме одного из участников, который решил проехать с другой стороны от меня. После финиша Лайя мне сказала, что когда она подъехала ко мне, её на песке стало немножко стягивать на меня.
Мне кажется, что она испугалась больше, чем я – я знал, что у меня надет объектив фишай, [Что такое fish-eye? Это разновидность сверхширокоугольных объективов] поэтому я буду стоять близко и был готов к каким-то ответным действиям. Если я понимаю, что на меня что-то едет, я всегда оставляю за собой место, за мной никто не стоял, я просто мог взять и отпрыгнуть. Это не было проблемой.
Фотоаппарат всегда на вытянутой руке вперёд, в каких-то ситуациях либо делаешь шаг назад, либо отпрыгиваешь, либо просто падаешь назад и мимо тебя проезжает или пролетает гонщик. Там же ещё прыжок был, но ничего криминального не случилось».
А для того, чтобы вы представляли себе что носит на себе профессиональный раллийный и ралли-рейдовый фотограф – и сколько это всё весит – я попросил Диму рассказать и об этом. Чтобы вы понимали с каким грузом ему приходится отпрыгивать от приближающихся гоночных автомобилей:
Дмитрий Гальчун: «На плечах (на разгрузке) у меня две зеркальные камеры с разными объективами: камера Canon EOS-1DX Mark II плюс объектив Canon 100-400 mm Mark II (суммарный вес 3170 граммов) и камера Canon EOS-5D Mark III плюс объектив Canon 24-70 mm Mark II (суммарный вес 1755 граммов). Далее – пояс с разгрузкой – во время съёмки Лайи Санс в нём был только объектив Canon EF15 mm Fisheye, который весит 330 граммов. В рюкзаке за спиной – гидратор с двумя литрами питьевой воды, аптечка, нож, стеклобой-стропорез, батончик мюсли, внешний аккумулятор для телефона, запасные аккумуляторы для камер, разная мелочь типа нарукавников от солнца и "ошейника"-бафа,дождевик. Вместе с рюкзаком этот набор весит около четырёх килограммов. Таким образом рюкзак, камеры и разгрузка – около десяти килограммов».
Илья Фёдоров: «Оставалось лишь прыгнуть в лес…»
Фотограф из Санкт-Петербурга на сегодняшний день остаётся едва ли ни "последним из могикан" – практически все его коллеги по тем или иным постепенно перестали снимать российское классическое ралли, а Илья продолжает хранить верность этом интересному и опасному виду автомобильного спорта и на сегодняшний день он является старейшим из действующих раллийных фотографов. Но помимо автоспорта он также он фотографирует и другие спортивные состязания.
Илья Фёдоров: «Здравствуйте! Меня зовут Илья, я уже более пятнадцати лет фотографирую автоспорт. В целом репортажная съемка спортивных мероприятий всегда обусловлена с каким-то риском – снимать из толпы зрителей обычно неинтересно, нужны "атмосферные" кадры, поэтому чаще всего ты должен быть как можно ближе к спортсменам. Таков закон жанра.
Бывает снаряд улетит не туда, в фотоаппарат может попасть мяч, камень, песок, грязь… Но конечно самое неприятное – это получить травму. Признаюсь честно – за все время травм и соприкосновений с машинами у меня не было, а вот "миллиметраж" был.
Первый же случай произошел на самом первом для меня ралли – ралли «Дипломат Санкт-Петербург» 2002 года. Это был асфальтовый спецучасток «Шалаш» – тогда организаторы ещё использовали широкую часть дороги и перед самым финишем пилоты через большую яму с водой выезжали вновь на узкую часть и уезжали на финиш.
Естественно лужа была эффектным местом, что меня и привлекло к данной точке. И "по классике" я стоял на внешней стороне дороги – что в общем-то наиболее опасно.
С экипажами на полноприводных автомобилях всё было нормально, а вот монопривод стал шалить. И первым таким "шалуном" был Сергей Жидков. После проезда ямы его Volkswagen Golf вынесло на траву и потащило в мою сторону. Тогда еще у меня не было привычки и сноровки отбегать, как сейчас, но мы разминулись прямо в паре сантиметров – за мной было огромное дерево и Сергей скорее отруливал от него, нежели от меня!
Второй подобный случай произошел уже в 2006 году, когда я перешел с пленки на цифровую камеру и начал более активно ездить по автоспортивным мероприятиям. Это был весенний «Профи Клуб» 2006 года, спецучасток «Лосево».
Это был интересный отрезок трассы – прямик, после него подброс и сразу же левый поворот. Причём поворот крутой, на внутреннем радиусе была скала и апекс входа не был виден пилотам.
И вновь я встал снаружи поворота на снежный бруствер – для того, чтобы мне был виден прыжок. Но когда Volkswagen Golf Евгения Рогова проехал в опасной близости от моих ботинок я решил переместиться всё же подальше:
Я перестал видеть прыжок, но вроде бы стало безопаснее. Но машин через пятнадцать Вадим Лелюх на таком же Volkswagen Golf слишком оптимистично заходит в поворот, машина скользит и цепляет крылом снег…
А через секунду Golf сносит тот самый бруствер, на котором стоял я! Мне только и оставалось прыгнуть в лес – в прекрасный мягкий снег».
Были ли у меня еще подобные случае? Конечно! Наша работа связана с определенными рисками и пускай мы не стоим на дороге – машины ведь не всегда ездят только по дорогам! Просто они не всегда делают это специально. Но мы знаем, на какой риск идём, честно подписывая аккредитацию, которая снимает с организаторов соревнования ответственность за наши травмы, а потом идём делать красивые кадры».
Игорь Карачун: «Мне повезло, но было жутковато».
Фотограф из Краснодара Игорь Карачун (известен также в российской автоспортивной фототусовке как «Икар») поначалу не хотел рассказывать о своём самом экстремальном опыте. Но затем согласился – с тем, чтобы другие фотографы поняли в чём состояла его грубая ошибка: он встал снимать в точку, где снимал годом ранее, но не посмотрел ни одного прохода машин в этом году. А машины-то поехали иначе…
Игорь Карачун: «Рассказываю, чтобы будущие поколения знали о таком моём опыте. В предыдущем году и в пред-предыдущем (в 2011 и 2012 годах) я снимал в этом же самом месте – это был тестовый день ралли «Ялта». Причем снимал в тот год, когда там проводился этап международного чемпионата Intercontinental Rally Challenge (IRC) и в следующий, когда участвовали только местные экипажи.
Вот так это место выглядело в предыдущем году (в 2012-м). Стоял сильно сбоку и снимал с вытянутых рук наугад:
Место это мне было хорошо знакомо, было совершенно понятно как экипажи там поедут и как будут "резать" поворот. Там все, включая участников IRC, резали в ширину колеса – ну чуть больше. И вот на третий год я с самого начала выбрал место как и раньше, с определенным запасом – как мне казалось достаточно далеко от дороги даже если они будут "резать".
Там положили новый кусок асфальта и его скос стал еще выше, чем раньше. Это предполагало что "резать" не будут совсем, потому что стало слишком высоко. Но на на первом же быстром проходе Виталий Пушкарь резанул на половину ширины машины:
Из отягчающих обстоятельств:
1. Там есть на входе в поворот небольшой перелом и как следствие – разгрузка, то есть гонщик выставляет машину (резать или нет) метров за десять до этого места. Но перелом сам по себе опасен.
2. Чтобы что-то получилось из задуманного фотографом снимать нужно было снизу – то есть сидя, что также категорически неправильно в любом случае.
Из оправдательных обстоятельств: я всегда снимал в жилетке, возможно это дало возможность экипажу увидеть меня чуть раньше.
Вот собственно и все. Когда снимал – мне казалось что я точно вижу как заезжает машина, правда было ощущение в видоискателе, что он всё доворачивает внутрь и доворачивает, хотя уже хватит. Но там просто физически не было времени среагировать ни у него ни у меня. Так что в определенной степени мне повезло. Казалось, что ничего страшного не произошло. Но когда мне потом через неделю показали видео – стало жутковато.
Выводы:
– Снимать всегда в жилете.
– Никогда не основываться на прошлогодних параметрах поворота. Только смотреть что и как произойдет в этот раз.
– Снимать только стоя».
Ну а в качестве ещё одного доказательства непредсказуемости и опасности автоспорта у Игоря Карачуна есть великолепная раскадровка.
Игорь Карачун: «Справедливости ради – там после "нулей" (экипажей безопасности, которые едут перед основными участниками ралли) пришла и села семья с детьми. Мой друг тогда в ККФА работал – Краснодарской Краевой Федерации Автомобильного спорта. Он подошёл к ним и отогнал из опасного места. Но сам почему-то подзадержался. И первая же боевая машина туда прилетела…»
Алексей Сергеев: «КАМАЗ появился у меня над головой!»
Да-да, мне тоже есть что рассказать об опасности работы фотографом на гоночной трассе. Три случая, каждый из которых был по своему опасен.
Первый случай произошёл – видимо так и должно было случиться – на моей первой гонке, где я работал в качестве фотографа. Причём события развивались прямо-таки по сюжету фильма «Пункт назначения».
Ростовская область. Сюда в 2004 году я приехал, чтобы на ралли «Гуково» впервые попробовать свои силы в качестве фотографа пресс-службы чемпионата России по ралли. Меня встретили на железнодорожной станции «Красный Сулин» и мы на автомобиле отправились в шахтёрский город Гуково.
Въехав в город мы медленно катились по его узким улицам и на одной из круговых развязок я увидел вот эту рекламу:
Тем, кто не понимает кто изображён на этом банере и о чём вообще идёт речь, я сейчас поясню. Это пилот Александр Желудов и его штурман Андрей Русов. В 2004 году они выступали на Subaru Impreza при поддержке компании «Амтел», которая производила соки «Курортная серия».
«Бугры любви» это целый каскад из четырёх ходовых трамплинов. Это удивительное место – эдакое ралли «Финляндия» в степях под Ростовом-на-Дону!
Собственно встреча экипажа Желудов / Русов с приглашёнными через рекламу болельщиками на «буграх любви» должна была состояться в заключительный день ралли «Гуково». Приехал на эту точку трассы и я. Кто же знал, что один из «бугров любви» едва не приведёт к трагедии с моим участием!
Я выбрал место у подножья третьего по счёту трамплина. Снимал то стоя, то садился на согнутые в коленях ноги, чтобы снимать с нижней точки – в этом случае я по незнанию сразу же отрезал для себя возможность отпрыгнуть в случае возникновения какой-либо внештатной ситуации.
Относительно движущихся по спецучастку автомобилей я находился слева. К трамплину подъехал, взлетел, приземлился и поехал дальше первый автомобиль. За ним второй, третий…
Выглядело это примерно так
Интервал между машинами – две минуты. Есть время на то, чтобы поменять точку съёмки. И я начал раздумывать о том, чтобы перебежать трассу для того, чтобы снять полёт и приземление автомобиля с противоположной стороны. Но какое-то шестое чувство сработало и я этого не сделал.
Поначалу на той стороне никого не было – милиционеры не давали никому перебежать. Но сотрудников милиции было мало, а зрителей очень много. Поэтому постепенно группы зрителей перебегали туда и в итоге скопилась довольно приличная толпа, которая к тому же стояла прямо вдоль трассы.
На первый взгляд может показаться, что третий и четвёртый «бугры любви» расположены по прямой, но это не так – дорога немного изгибается. Поэтому гонщикам было очень важно прыгать, соблюдая определённую траекторию, прижимаясь перед третьим прыжком левее. И надо же было такому случиться, что именно разрекламированный экипаж Желудов / Русов попал в самую неприятную ситуацию, допустив ошибку при заходе на трамплин.
Вот их Subaru летит…
…но приземлилась машина не на дорогу, а в бруствер!
Но на этом проблемы не закончились – удар был настолько сильным, что рычаги подвески оказались загнуты. В результате всего этого машину мгновенно развернуло и выбросило с трассы в поле, где стояла толпа зрителей:
К счастью толпа молниеносно отреагировала и все побежали назад – ну или почти все. Двоих человек Subaru всё-таки сбила, но мягко – они не получили никаких травм, а просто упали и покатились по земле. Оба лишь порвали одежду и всё:
Я увидел вылет Александра Желудова примерно так:
Но снять полёт и приземление не смог – получился лишь кадр с выездом Subaru обратно на трассу. Обратите внимание на заднее левое колесо – оно стоит под углом:
Весь инцидент занял какие-то секунды – если бы я всё-таки перебежал дорогу, то среагировать бы точно не успел. Судите сами – вот отрывок из сюжета программы «Автомания», вылет снят с двух точек, а в конце есть комментарий пилота:
Второй случай также вполне мог стоить мне жизни – я как последний лошара всего-то нарушил пару основополагающих правил автоспортивного фотографа и это едва не закончилось трагедией.
Расскажу всю хронологию событий, чтобы было понятно как я оказался там, где едва не превратился в котлету…
Итак, место действия – Астраханская область. Апрель 2018 года. Ралли-рейд «Золото Кагана» – этап чемпионата России по ралли-рейдам.
Гонка проводилась в трёхдневном формате. Первый день – торжественный старт и короткий спецучасток, так называемый «пролог». На этом самом прологе мне удалось очень хорошо "отсняться", я остался доволен съёмкой и с отличным настроением отправился на трассу первого полноценного дня гонки.
Ну посудите сами – отличный же кадр я сделал на прологе? При этом капотный КАМАЗ вроде бы летит прямо на меня, но я нахожусь в абсолютно безопасном месте:
Во второй и третий дни «Золота Кагана» участники должны были проехать у подножья бархана «Большой брат» – да, в каких-то восьмидесяти километрах от Астрахани есть настоящий кусок пустыни с барханом высотой под два десятка метров. На каких-то гонках трасса была проложена прямо через него, но в 2018 году организаторы повели караван гонщиков вокруг него.
Приехав ранним утром к «брату» я забрался на его вершину, решив сверху посмотреть на то, как будут проходить трассу участники – чтобы понять куда встать, чтобы сделать интересные кадры. Понятное дело – съёмкой первой машины приходится пожертвовать, ибо ничего интересного не снять.
Первым по трассе шёл всё тот же капотный КАМАЗ Эдуарда Николаева. Я внимательно следил за его маршрутом и мысленно обозначил себе шесть-семь точек съёмки. А после того, как Эдуард покинул этот участок трассы, я сразу же побежал на наиболее интересную – как мне показалось – точку. На гонке всё нужно делать быстро – участники едут по трассе с совсем небольшой разницей во времени. Остальные фотографы и видеооператоры остались на «Большом брате» (на мой взгляд напрасно), но это их личное дело.
Прибегаю к точке. Что она собой представляла? На выходе с пустынного участка гонщики около полутора километров ехали по прямой, затем подъезжали к небольшому холму, объезжали его справа и за холмом поворачивали налево (огибая этот самый холм). Там уже начиналась чётко выделенная дорога, по которой участники и продолжали движение.
Подход к холму
Трамплин на дороге сразу после проезда холма
Точка съёмки мне очень понравилась – каждого участника гонки я мог отснять несколько раз, причём каждый кадр был по своему интересен. Никакого однообразия – однообразие это враг гоночного фотографа.
Важный нюанс – для того чтобы снять подход к холму и остальную часть данного отрезка трассы мне нужно было пробежать метров десять-пятнадцать. При этом отсняв подход и отбежав к подножью холма я полностью терял из вида приближающийся автомобиль – в этом и были мои две ошибки: я вставал у подножья за препятствием и вообще не видел участников гонки (соответственно и они меня тоже).
Справедливости ради в свою защиту скажу – первые несколько автомобилей убедили меня в относительной безопасности выбранной мной тактики съёмки. Один за другим гонщики проезжали именно так, как я и предполагал. Но есть в грузовом зачёте в ралли-рейдах пилот, который ездит не по дорогам, а по направлениям – зовут его Андрей Каргинов.
Андрей – опытнейший пилот, чемпион России по ралли-рейдам, победитель «Дакара», «Африки» и того же «Золота Кагана». Его КАМАЗ шёл по трассе седьмым. К этому моменту я уже был совершенно уверен в правильности выбора места съёмки – кадры получались отличные, при этом я был в безопасности и совершенно один, ни у кого подобных кадров не было. Это тоже приятный бонус для фотографа.
Отсняв машину Каргинова на подходе к холму – Андрей шёл очень агрессивно, куда агрессивнее всех предыдущих участников – я пробежал десять метров и занял позицию у подножья. Фотоаппарат наготове, я смотрю в видоискатель, жду появления КАМАЗа из-за поворота…
А КАМАЗ внезапно появляется у меня над головой! Просто Андрей решил срезать этот незначительный холм, спрямив траекторию. Стартовавшим ранее экипажам это не приходило в голову и они теряли время, сбрасывая скорость при прохождении крутого левого поворота.
Неприятного (прежде всего для меня) инцидента удалось избежать только из-за того, что Андрей и я завидев друг друга рванули направо – он для себя, я для себя. То есть в противоположные стороны. На бегу я умудрился ещё и продолжать съёмку…
Вот кадр, который я успел сделать – красным я прочертил ту траекторию, по которой должен был проехать КАМАЗ. Если бы он поехал по ней, то вероятнее всего я бы сейчас этот текст не писал. Но к счастью экипаж резко взял правее и объехав кусты выехал на трассу. Я же после этого ушёл с данной точки съёмки, решив что свой лимит везения я на сегодня исчерпал.
А Андрей Каргинов в итоге выиграл ту самую гонку…
Третий случай произошёл со мной четырьмя годами ранее – в конце сентября 2014 года на этапе чемпионата и Кубка России по ралли – ралли «Предгорья Кавказа». Риска для жизни здесь скорее не было, но было очень больно…
Мы отправились на спецучасток, заранее зная, что особенно интересных точек съёмки на нём нет. И придётся выжимать максимум из того, что есть.
Перед началом прохождения участниками трассы у меня было время посмотреть несколько поворотов и я решил встать в связке «левый поворот – короткий прямик – правый поворот». Таким образом у меня было две возможности снять каждый автомобиль, да и узкий выход после первого поворота предполагал возможные интересные последствия.
В отличие от ралли-рейдов в классическом ралли перед основными экипажами едут так называемые "нулевые" – экипажи безопасности. Фотографам они позволяют пристреляться перед основным действом.
"Нулей" было пять, я отснял их прохождения, всё прошло хорошо и приготовился к съёмке лидеров – вот так проехал последний "ноль":
А теперь минутка внимания – для продолжения повествования я должен рассказать вам что такое "шприц". В ралли это пыль, песок и камни, вылетающие из-под колёс участника гонки.
Так вот я не учёл один важный момент – обратите внимание на камни на трассе, которые видны на третьей фотографии. Экипажи безопасности ехали медленнее боевых и "шприца" после них практически не было. А вот боевые ехали, что называется, на все деньги и на выходе автомобиля из второго поворота я попал примерно под такой вот обстрел:
Эта фотография снята камерой с дистанционным спуском – фотографа рядом не было. В моей же ситуации я лишь успел повернуться спиной к трассе и упал в полный рост вниз на траву. Один из летевших камней попал в фотоаппарат, повредив его корпус. Другой камень прилетел мне в спину и у меня на пару секунд перехватило дыхание…
Между прохождениями машин у меня было две минуты и я быстренько поменял дислокацию. Больше я под "шприц" старался не лезть. Практически никогда 😉
Источник: