Для чего гонщиков приглашают сниматься в кино?
Рассказ трех раллистов о том, как они попали в кино и кто стал главным автокаскадёром планеты.
Для чего гонщиков приглашают сниматься в кино?
Автогонщики не раз садились за руль автомобилей на съёмочной площадке. Не брезговали «секретной» работой в качестве каскадёра (или точнее «стант-драйверов») такие известные в мире гонщики, как Марк Хиггинс, Ютта Кляйншмидт, Жан Раньотти и Жан-Луи Шлессер.
Вообще темы гонщиков в кино и кинофильмов про гонки – очень интересны. Сегодня мы немного коснёмся каждой из них. И конечно же, подробнее остановимся на теме российских гонщиков-каскадёров.
Фильмы про гонщиков и ралли
Фильмов про автогонки вообще и ралли в частности снято не так много, но и немало. Кольцевикам повезло чуть больше – количество фильмов про кольцевые автогонки превышает околораллийные произведения.
Раллийную тематику также частенько эксплуатировал в своих фильмах вечно молодой Джеки Чан. В фильме «Кто я?» его герой садится за руль ралли-рейдового Mitsubishi Pajero, а в более ранних работах герой Джеки пилотировал самые разные гоночные машины «трех бриллиантов». Все объясняется просто – японская компания на протяжении нескольких десятков лет сотрудничала с Джеки, поставляя ему самую разную технику для фильмов.
В Советском Союзе также снимали кино про ралли – достаточно вспомнить фильм «Гонщики» 1972 года с Евгением Леоновым и Олегом Янковским или детектив «Ралли» 1978 года с Витаутасом Томкусом и Александром Белявским.
Самый забавный "нюансик" этого фильма в том, что во время прохождения спецучастка штурман с легкостью отказывается от чтения стенограммы и пространно обсуждает с пилотом возникающие жизненные проблемы…
Гонщики в кино
В последнее время режиссеры и постановщики трюков достаточно часто прибегают к услугам профессиональных автогонщиков. Для чего? Для выполнения трюков, на которые неспособны профессиональные каскадеры!
Самым "гонщиконасыщенным" фильмом (или уже даже сериалом) стала пенталогия «Такси 1, 2, 3, 4, 5». В общей сложности в съемках пяти частей французского комедийного боевика приняли участие с десяток гонщиков – раллистов представляли Жан-Луи Шлессер со своим верным штурманом Анри Манем, Жан Раньотти (именно он был стант-драйвером для главного героя фильма, которого играл Сами Насери) и Ютта Кляйншмидт; кольцевики же были представлены Филиппом Альо, Анри Пескароло, Жераром Ляруссом и двумя Жан-Пьерами – Жарье и Жабуем.
В общем, эдакий «гонщицкий капустник». Но и оттянулись они по полной – трюки получились на загляденье, а фильмы собрали отличную кассу.
Кстати, задействованная в первой сцене фильма «Такси 2» раллийная Peugeot 306 maxi, на которой к финишу ралли мчались Жан-Луи Шлессер и его штурман Анри Мань, прямо сейчас проходит реставрацию:
Это шасси №9, которое использовалось в качестве тестового автомобиля – именно на нём тестировались обновления, которые в итоге привели к созданию второй версии Peugeot 306 maxi Evolution 2. Затем машину продали Кевину Жакине, который выступал на ней в ралли-кроссе – понятное дело, что автомобилю там пришлось нелегко:
Но сейчас ему возвращают первоначальный вид:
Но и в России есть свои раллисты-каскадеры. Путем поисков нам удалось выйти сразу на трёх раллистов, когда-либо принимавших участие в постановке трюков для фильмов. Это очень занятые люди, но, тем не менее, они нашли время, чтобы рассказать нам о своем опыте.
Чемпион России в роли… ведьмы!
История о том, как во время съемок «Дневного дозора» чемпион России по ралли Александр Желудов на полной скорости гонял по Москве, известна достаточно широко. В его задачу входил проезд по улицам столицы, вращение на месте, скольжение по фасаду(!) гостиницы «Космос» (точнее по макету) и езда по коридорам все той же гостиницы (и снова по макету).
Кстати, дотошный киноман найдет на одном из кадров фильма момент, где за рулем красной Mazda вместо Жанны Фриске отчетливо виден профиль Саши Желудова…
Саша, скажи, а в каких еще фильмах ты снимался кроме «Дневного дозора»?
Александр Желудов: Еще я работал в фильме «Ирония судьбы. Продолжение». Там я ездил на Toyota Camry. Везде, где герой ездит, как быстро, так и медленно – там был я. В «Дневном дозоре» была Mazda RX-8. Обе машины абсолютно серийные. Никаких изменений ни по технике, ни в салонах машин не было. С точки зрения безопасности – то же самое.
Почему создатели фильмов часто прибегают к помощи профессиональных автогонщиков?
Александр Желудов: Потому, что это удобнее по отношению к использованию каскадеров, которые выдвигают очень много требований. К примеру, косят деревья, ровняют дороги и так далее. Но при этом все равно не могут добиться нужного эффекта. Возникают разные сложности, и в результате они говорят: «Мы не будем этого делать, потому что это опасно…»
Раллисты против танкистов
Из ныне действующих пилотов-раллистов в кино больше всего сейчас работает Тимофей Андрющенко. Победитель этапов чемпионата и Кубка России по ралли (в моноприводных зачётах R1 и 1600Н) не так давно начал свой творческий путь в кинематографе – на его счету пока лишь четыре фильма.
Но среди них есть настоящий блокбастер – Тимофей был «стант-драйвером» Александра Петрова в фильме «Т-34». В этой сцене именно Тима ехал на «полуторке», уворачиваясь от взрывов:
Помимо «Т-34» Тимофей снялся в двух ещё не вышедших на экраны фильмах – «Огонь», где он делал трюки на УАЗе-«буханке», а также в детском фильме «Красная шапочка». Работал Тима и в одном из сериалов.
Тимофей Андрющенко: «В кино я попал по знакомству. Почему в качестве каскадёров зовут гонщиков? Съёмки фильма — это большой и очень сложный процесс, в котором задействовано огромное количество людей. Это такой бизнес-проект. Всё планируется по стадиям – как в большом бизнесе. Многое зависит от каждого винтика этого механизма. Возьмём для примера фильм «Т-34», в котором я выполнил все трюки на «полуторке». Там в начале фильма была 15-минутная зимняя сцена – на протяжении четырёх дней я ездил на «полуторке» с прицепом. Я был дублёром Александра Петрова – меня гримировали и во всех сценах за рулём, где его не видно, был я.
На съёмочной площадке – больше двухсот человек! Мне дали время попробовать – нужно было разогнаться и поставить машину в занос. А потом я должен был уворачиваться от взрывов. Казалось бы, с точки зрения моего опыта – это простые упражнения, ерунда. Но на самом деле всё намного сложнее – сколько бы ни было дублей, ты должен сделать всё абсолютно так, как от тебя просят. Сказали сделать двадцать раз одинаково – нужно сделать двадцать раз одинаково.
При всём при этом ответственность полностью лежит на тебе. Я «полуторку» первый раз в жизни увидел. Мне ставят задачу: «Разгоняешься до 40 км/ч (спидометра нет, на ощупь), вот с этого места начинаешь разгон и нужно, чтобы в финале машина заскользила и пошла вот сюда».
Задний привод, несчастная «полуторка» еле едет. Она, кстати, была новодельная – на базе «ГАЗели»! Точнее, их было две – рабочая и запасная. Купили две «ГАЗели» с разборки, мотор, раму и мосты оставили «газелевские», сверху новодельный кузов и кабина. А оригинальными были только панель приборов и руль. Колёса были от пушки – они больше похожи на старинные. Я ещё обратил внимание, что передняя подвеска странная – у «полуторки» была поперечная рессора, а тут обычные:
Различия в конструкции передней подвески видны невооружённым глазом
Я обсуждаю проезд с постановщиком трюков, он говорит: «Давай попробуй один раз проехать». Разгоняюсь, машина буксует, чувствую, как она едет, понимаю, что она очень инертная. Один раз всё сделал, но не очень хорошо получилось. Второй раз – и всё хорошо. Всё, теперь съёмка – первый дубль.
Главное – большая ответственность и стабильность показываемых результатов. Никакого геройства, просто работа.
Люди, которые занимаются автоспортом, понимают, где находится предел. Помимо этого для водителя-каскадёра важно умение многократно повторить одни и те же действия. Ну и качество, которым обладают далеко не все гонщики – дисциплина. Ни больше, ни меньше. Да, ты видишь, что можно проехать быстрее и круче, но нет – делаешь так, как тебе сказали».
Снимался Тимофей и в самом что ни на есть привычном для раллиста амплуа – в 2018 году он сыграл роль… раллиста в рекламе Сбербанка!
Тимофей Андрющенко: «В какой-то момент по всем раллийным чатам понеслась информация о том, что какое-то агентство ищет гонщика для съёмок в рекламе. Никак не могли найти, потом предложили мне.
Съёмки продолжались с 6 утра до 11 вечера! Не рабочий день, а сплошная переработка. Было много дублей, связанных непосредственно со съёмкой: сняли капот и установили камеру на капоте, сняли дверь и закрепили камеру в проёме двери и так далее. Всем этим занимались мои механики.
Вообще было много интересного. В качестве раллийной машины использовалась ралли-кроссовая 550-сильная Ford Fiesta (на фото ниже), которую взяли у гонщика из Истры Владислава Дёмкина. Но это для съёмки снаружи. А для съёмок внутри использовалась моя раллийная Mitsubishi Lancer Evolution VII.
Быстрых проездов было всего штуки четыре. Сделали трамплинчик искусственный, я с него разок прыгнул. Массовки было человек пятьдесят, а всего на съёмочной площадке работало более ста человек».
Секретная звезда Голливуда
Есть среди немногочисленных российских «стант-драйверов» и настоящая звезда – много ли вы знаете людей, которые были приглашены в качестве гостей на шоу «Вечерний Ургант»? Согласитесь – это уже показатель.
О ком мы говорим? Итак, на его счету работа в шестидесяти семи фильмах – много это или мало? Для сравнения, столько же фильмов в карьере Константина Хабенского. А вот Никита Михалков снялся лишь в сорока девяти кинокартинах. Александр Петров, который снимается сейчас едва ли не в каждом мало-мальски известном фильме, может похвастать ровно полусотней работ. Другой известный актёр новой волны Данила Козловский снялся пока лишь в тридцати девяти фильмах.
А теперь вернёмся к самому началу – получается, что шестьдесят семь фильмов — это очень даже неплохо. Но фильмы бывают разные: в послужном списке нашего сегодняшнего героя голливудские блокбастеры «Превосходство Борна», «Ультиматум Борна», «007: Квант милосердия», «Миссия невыполнима: протокол Фантом», «Код доступа "Кейптаун"», «007: Скайфолл», «Форсаж 6», «Джек Райан: теория хаоса», «Неудержимые 3», «Мстители: эра Альтрона», «Джейсон Борн», «Три икса: мировое господство», «Телохранитель киллера», «Форсаж: Хоббс и Шоу», «Шестеро вне закона».
Кроме того, он работал в нескольких известных российских фильмах: «Тариф новогодний», «Любовь-морковь 2», «Любовь-морковь 3», «Духless», «Сталинград», «Ёлки 3», «Страна ОЗ», сериал «Домашний арест», «Ёлки последние».
Съёмка в программе «Вечерний Ургант», многочисленные съёмки в рекламе и вирусных роликах. Он является обладателем нескольких престижнейших наград – в общем, сегодня мы расскажем вам о настоящей звезде, чьё имя вам, скорее всего,… ничего не скажет!
Зовут его Мартин Иванов. Он живёт в Москве и является главным автокаскадёром планеты. Кого он только ни подменял в качестве каскадёра за свои 43 года – перечислю лишь самых известных актёров ,для кого Мартин был стант-драйвером: Райан Рейнольдс, Марк Уолберг, Крис Пайн, Джуд Лоу, Джейсон Стэтхэм, Мэтт Деймон, Дэйв Батиста, Том Круз, Дэниэл Крейг, Иван Ургант и даже… Дженнифер Энистон!
Но совсем недавно Мартин был гонщиком. В 1996 году он стал чемпионом Литвы по ипподромным и кольцевым автогонкам, затем в 1998 и 1999 годов завоевал чемпионские звания в литовском раллийном чемпионате. А в 2000, 2004 и 2005 годах Мартин принимал участие в чемпионате России по ралли.
Сейчас гоночный период его жизни уже давно позади – он полностью посвятил себя искусству кино. Ну что, поговорим с дублером самого Джеймса Бонда?
Наверняка на съёмочных площадках за кадром происходили какие-то интересные события. Для начала расскажи, пожалуйста, о каком-нибудь самом запоминающемся случае.
Мартин Иванов: Интересный случай произошел на съемках фильма «Неудержимые 3». Снимали в Болгарии, я дублировал Джейсона Стэтхэма – сначала во время погони он едет на Mitsubishi Pajero, а потом пересаживается на грузовик. И там Джейсон чуть не утопил меня и себя!
Мы отсняли всю погоню, и меня вызвали на первый юнит, чтобы мы отсняли это всё с актёрами, когда грузовик останавливается на причале у воды и актеры расстреливают кого-то там. Мы отрепетировали с камерой, Джейсон сказал, что это не сложно и он сам сможет проехаться. Постановщик трюков говорит, мол, да, давай, ты же умеешь на "механике", он: да, не вопрос. Он сел за руль, я на пассажирское, чтобы объяснить, где какая передача, ручник. Началась репетиция, мы тронулись, поехали. Задача была такая: проехать, повернуть направо, въехать на причал и остановиться метрах в десяти от воды.
Мы едем, и уже надо бы останавливаться, Джейсон один раз нажал на тормоза, но это Mercedes Atego, а не легковушка! Может, он не привык к таким тормозам, потому что на грузовике (на фото ниже) надо нажать, подождать и ещё раз нажать. Плюс на причале была пыль, к тому же он еще и не выжал сцепление, а пытался остановиться на передаче! Дизель так не остановишь, поэтому мы поехали дальше, но уже чуть помедленнее к причалу, а там метра три до воды. Сбиваем по дороге электрощиток, за ним стояла тележка на рельсах, а в этой тележке камера, операторы, помощник оператора…
Весь этот комплект падает в воду, делая обратное сальто. И хорошо, что они только в воду упали, так как были чуть в стороне от нашей траектории, потому что иначе мы бы им упали бы прямо на головы, и всё было бы гораздо хуже. Итак, мы всех сталкиваем, но грузовик едет дальше! Джейсон стал качать тормоза, но – никакого эффекта. Колёса передние спрыгнули с причала, и наш грузовик медленно начал падать в воду…
Я падаю и думаю, что видел в фильмах, как машины падали в воду и люди выплывали, никаких проблем. К тому же дверь с моей стороны была оторвана взрывом. Это вроде бы хорошо, но только мы долетели до воды, и я подумал, что сейчас наберу воздуха и буду выплывать, как мгновенно большой объём воды меня затолкал в самую середину кабины! Я с трудом сумел под потолком набрать полглотка воздуха. Двигаться тяжело, потому что на мне военная куртка, сапоги. Моментально стало темно, ничего не видно. Грузовик на дно тебя тащит – он без кузова, без всего, один голый металл. Я по потолку пробрался к задней стенке, сориентировался, где выход.
Когда мы падали, я переживал за Джейсона, мол, актёра угробим, и был нацелен его спасать, а через секунду понял, что самому бы выбраться! В итоге вынырнул буквально на последнем воздухе. Джейсону попроще было выбраться, потому что он за руль держался и ориентировался, где находится дверь. Плюс в воду прыгнули болгарские каскадёры и вытащили его. Кстати, у меня в кармане были два айфона, и продакшену пришлось приобрести новые. А Сильвестр Сталлоне потом подошёл и сказал Джейсону, что в этом фильме он больше за руль садиться не будет!
Вообще ситуация могла закончиться куда более трагично. Потом актеры обсуждали, что если бы репетиция прошла нормально, то следующий проезд был бы со всеми ними на этом грузовике, а они все были пристегнуты к машине страховочными тросами, чтобы не упасть. И Джейсон мог бы их дружно уронить в воду вместе с грузовиком. А глубина в этом порту 15 метров. Это был бы конец фильма…
А Джейсон до сих пор всем рассказывает, что у грузовика просто отказали тормоза!
В чем заключается специальная подготовка автомобилей для кино? Есть ли какое-то сходство с подготовкой гоночных машин?
Мартин Иванов: Какое-то сходство в подготовке машин для трюков в кино с раллийными есть. Например, в Aston Martin в «Кванте милосердия» был перенесен на новое место ручник – так он находится слева от водительского сиденья, а для фильма его сделали гидравлическим и смонтировали справа от водителя, ближе к рычагу коробки передач.
А для съемки в мраморном карьере приподняли подвеску, чтобы меньше цепляться за камни. Вообще работать было нелегко – дорогу полили водой, чтобы было меньше пыли. Машина заднеприводная, 520 лошадиных сил, зимняя резина, а антипробуксовочную и другие системы постановщик трюков отключать запретил из-за опасений за нашу безопасность.
Слово постановщика трюков – решающее? Ты можешь что-то предложить, но если он скажет «нет», то так и будет?
Мартин Иванов: Да. На «кванте» у нас было несколько инцидентов с Alfa Romeo. Один каскадёр сильно пострадал, он даже лежал в коме. Были и другие незапланированные аварии. Постановщик уже нервничал и говорил, чтобы мы выполняли все с запасом, чтобы было безопасно.
Какие ещё изменения вносят в конструкцию автомобилей?
Мартин Иванов: В «Кванте милосердия» на двух машинах был смонтирован каркас безопасности. Но сцены, отснятые с участием этих автомобилей, в фильм не попали. Почему-то в итоге погоню сильно сократили – из 12 минут она превратилась в три с половиной… А ведь сначала было снято совершенно по-другому!
В тот момент, когда у преследователей остается только одна Alfa Romeo, Джеймс Бонд догоняет трактор, притирается о его колесо, от этого его машина встает на два колеса, заваливается на бок, скользит на правой стороне кузова, в этот момент Бонд достает автомат, затем выворачивает руль, машина вновь встает на все колеса, и в момент приземления на четыре колеса Джеймс стреляет в Alfa Romeo.
И вот всю эту историю со вставанием на два колеса почему-то вырезали. Так вот, на тех двух машинах, которые снимались в этой сцене, был смонтирован легкий каркас. Постановщик трюков потребовал, чтобы я надел шлем во время трюка. И все равно я не могу понять, почему урезали в целом всю погоню и вырезали вообще третью Alfa Romeo. Их изначально было три…
Британские журналисты периодически делают интервью с кольцевиком Беном Коллинзом и раллистом Марком Хиггинсом, представляя то одного, то другого «автодублерами Бонда». Но это же неправда?
Мартин Иванов: Да, так и есть. Марк Хиггинс (чемпион Британии по ралли – ред.) снимался в «Кванте милосердия», но пилотировал одну из Alfa Romeo на быстрых проездах и в сцене в мраморном карьере. Кроме него раллистов больше не было, но были еще гонщики-кольцевики. Марк снимался только в сцене, где мы ездили по гравию, так как он это умеет делать, а каскадеры – нет. Но если речь заходила об исполнении какого-либо трюка, место Хиггинса сразу занимал каскадер. А так – все быстрые проезды ездили мы с Марком Хиггинсом.
Бен Коллинз – он кольцевик и бывший «Стиг» из Top Gear – несколько раз проехал на Aston Martin по прямой по асфальту, а все трюки делал я. Но его до сих пор представляют как дублёра Джеймса Бонда…
Почему создатели кинофильмов достаточно часто прибегают к услугам профессиональных автогонщиков? Каскадерам не хватает навыков?
Мартин Иванов: После моего участия в съемках фильма «Превосходство Борна» постановщику трюков настолько понравилась проделанная работа, что он для следующего своего фильма искал в Америке не каскадера, а именно гонщика! Ведь он может лучше себя показать и точнее выполнить задачу.
Мэтт Дэймон и Мартин Иванов – актёр и каскадёр
Например, когда тот же постановщик работал над фильмом «Придурки из Хаззарда», то пригласил Риза Миллена – многократного чемпиона США по дрифту и бывшего раллиста. Его работа очень понравилась, и после этого Риз много где снялся (в том числе в фильмах «Мистер и Миссис Смит» и «Токийский дрифт» – прим.ред.).
Постановщики фильмов поняли: то, что могут проделать гонщики, мало кто сможет повторить. Гонщики намного лучше обращаются с машинами, чем каскадеры – у них все на среднем уровне, поэтому лучше брать профессионала в своем деле.
Помогает ли опыт участия в автогонках на съемочной площадке? Где сложнее – в кино или в ралли?
Мартин Иванов: Конечно, в кино намного проще. Здесь ведь в каждой ситуации есть много решений. Жестких ограничений нет: могу туда повернуть, могу сюда. Но раллийный опыт применять приходится, причем часто. Бывает так, что приходится быстро менять траектории, причем все делается на высокой скорости – постановщикам трюков очень нравится, что я все делаю на достаточно большой скорости, потому что каскадеры все делают медленно и потом ускоряют на пост-продакшене, а здесь и трюки, и скорость получаются реальными.
Любопытно, что постановщик трюков Дэн Брадли, с которым я познакомился на «Превосходстве Борна», который пригласил меня на «Ультиматум Борна» и с которым мы сейчас делали «Бонда», смотрит чемпионат мира по ралли и погони делает с раллийными элементами!
В «Кванте милосердия» есть такой момент – съезд с асфальта в мраморный карьер. Ситуация была такова. Я подъезжаю на полной скорости к этой связке. За мной – две Alfa Romeo. Перед съездом в карьер – быстрый правый поворот, «один-один». Мне навстречу, блокируя дорогу, выезжает Land Rover карабинеров. И вот Дэн попросил меня, чтобы я в один поворот вошел одним боком, а затем в последний момент резко повернул в другую сторону. Контрсмещение такое.
Кстати, специально для выполнения таких проездов на «Астоне» были отключены АБС и противозаносная система. Так вот, ему это так понравилось – как я скольжу боком на торможении в этом правом «один-один». Но там была ведь еще и проблема – машину-то я ставлю боком еще на асфальте, а скольжение продолжается на гравии, и к тому же надо попасть в ворота этого самого карьера, а они лишь чуть шире, чем машина, и в сильный занос уйти нельзя.
Поэтому я делал контрсмещение еще на асфальте, с тем, чтобы на гравии на колеса уже была небольшая загрузка. А потом уже газом доворачивал машину в «шпильку». Там сначала правый поворот, потом левый, а потом «шпилька» градусов так на 150. И вот этот поворот снимали со всех возможных камер и со всех точек, а также с крана и операторской машины…
Расскажи, пожалуйста, про съемки «Борна». Погони, множество машин, масса разбитых автомобилей, куча каких-то спецавтомобилей. Что вот это за «Волга», например, водитель которой сидит… на крыше?
Мартин Иванов: Наверху сидит каскадер, а машина сделана «под актера». Автомобилем управляет сидящий на крыше каскадер, у которого есть все педали и руль. Актер же сидит в салоне, там стоят камеры, которые снимают все – и крупные планы, и все вокруг. Погоня идет «вживую», но не видно, что актер не управляет машиной на самом деле.
Обычно используют операторские платформы, но с них в некоторые стороны снимать нельзя. А здесь обзор для камер – 360 градусов. Хотя операторская платформа также была создана – от «Волги» отрезали кузов и водрузили его на специальную платформу. Причем кабину, в которой сидел управлявший платформой каскадер, можно было переносить с передней части в заднюю или вешать сбоку. Можно было перенести ее так, чтобы камера ее «не увидела».
«Волги» были доработаны. Но мне, на самом деле, не очень понравилось, как это было сделано. На некоторых стояли трехлитровые «опелевские» моторы, но старые, с разборок. Я бы не сказал, что они ехали лучше, чем обычные машины. Там была «Волга» с 406-ым мотором на «механике», так вот она нормально ездила, на ней было удобно все делать! Вот «Волга» с «бээмвэшным» мотором и на «автомате» еще ничего, а с «опелевскими» моторами постоянно перегревались, постоянно какие-то проблемы были…
Скажи, а при съемках погони в Москве движение полностью перекрывалось или нет?
Мартин Иванов: Ну конечно! Кстати, погоню в «Превосходстве Борна» мы так: сначала он мчится по Москве, а потом въезжает в тоннель… в Берлине! Все потому, что с тоннелями в столице проблема – ни один не могут закрыть.
А в Германии как раз был еще недостроенный тоннель длиной метров семьсот-девятьсот. И вот там у нас были проблемы с «Гелендвагенами». Один Mercedes G500 американский каскадер нечаянно в стену засадил по крепкому, но там с такими машинами проблем нет – продюсер раз за разом ехал на рынок и за 20 тысяч евро покупал там другой.
Но была и еще одна проблема. В конце погони «Волга» вбивает «Гелендваген» боком в опору тоннеля. Джип каждый раз затаскивали на опору тросами, но он все норовил влететь в нее не боком, а задней или передней частью. И при каждом дубле Mercedes погибал…
В твоем послужном списке почти семь десятков фильмов. Но в титрах некоторых из них ты почему-то отсутствуешь. К примеру, «Миссия невыполнима 4: Протокол Фантом», где ты дублировал Тома Круза. Почему тебя не вписали в титры?
Мартин Иванов: С Томом Крузом какая-то сложная ситуация. Он везде заявляет, что сам исполняет все трюки. На этот фильм меня пригласил постановщик трюков, с которым я работал на «Борнах» и «Бонде». Я прилетел в Дубаи, меня одели, как героя Тома Круза, загримировали, нацепили парик и пошли знакомить с Томом, а он должен сказать, согласен он, что я буду дублировать или нет. Круз дал согласие, но потом я понял, что у него никогда не бывает дублёров!
Например в сценах, которые снимались на небоскрёбе в Дубаи, он все делал сам. Далеко не все каскадёры смогли бы выйти наружу на такой высоте – это был 156 этаж – и болтаться на верёвке! Это не компьютерная графика, они всё снимали вживую. Понятно, что там была не одна, а десять страховочных верёвок, но это всё происходило на реальной высоте.
Том потом еще на самом шпиле этого здания фотографировался, он стоял на самом верху! В фильме же я работал в сцене с песчаной бурей. На грузовиках были установлены огромные ветродуи, на которые подавалась картонная пыль, и она создавала ощущение песка. Порой они перебарщивали со всем этим «песком», и я там иногда своих рук не видел, потому что я ездил на кабриолете BMW.
В результате пришлось переснимать, чтобы было поменьше этого песка. Сначала день-два снимали со мной, а потом с Томом Крузом за рулём. А после съемок он пригласил всех каскадёров, снял огромный картодром, и мы устроили соревнования. Круз всё выиграл, его почему-то никто не мог догнать. Мы не поддавались, просто может карт у него был специальный?
По работе ты общаешься с различными известными людьми, актерами. Каковы они в жизни?
Мартин Иванов: С Джейсоном Стэтхемом мы общались от силы час, и больше ни с кем из «Неудержимых» я не разговаривал. С Томом Крузом провел инструктаж, как ему управлять автомобилем – ему необходимо было пустить кабриолет в занос. С Дэниелом Крейгом на съемках «Бонда» немного общались, но он более закрытый человек, плюс у меня языковой барьер, да и у него есть с кем поговорить.
На съемках фильма «Человек ноября» познакомился с Пирсом Броснаном – очень общительный человек.
В Южной Африке мы снимали «Код доступа «Кейптаун»» с Райаном Рейнольдсом и Дензелем Вашингтоном. Работали вместе три с половиной месяца и с Райаном много общались. Мэтт Деймон очень общительный.
Но одним из самых приятных в общении актеров был Пол Уокер, которого я дублировал в «Форсаже 6». Он общался со всеми наравне. К сожалению, Пол погиб…
Сюжет франшизы «Форсаж» крутится вокруг автомобилей. Наверное, при съемках в фильме у тебя было много работы? В чем она заключалась?
Мартин Иванов: Я снимался просто фоновым водителем, а также дублировал непосредственно Пола Уокера. Там была сцена с танком, в которой больше риска было как раз для фоновых. Этих танков было несколько.
Один вообще был настоящий, старый, английский танк. Был еще один настоящий, но с облегчённой башней. Еще два были построены на базе грузовичка Iveco – колёса, мотор, а сверху просто из пластика склеили танк! Сделали гусеницы из алюминия, которые крутились цепью от колес. Эти гусеницы стоили 50000 фунтов! Танк какой-то золотой был.
По ходу съемки машины давили настоящим танком. Гусеницы бились об асфальт и начинали трескаться, от этого пластиковый корпус разлетался на куски и рядом с этим «танком» было опасно ездить. Очень опасно было идти в лобовую с этим танком тоже опасно. Мы изображали, что мы сворачивали, но если ты вдруг заглохнешь, то танк не остановится и шансов нет…
Ты много работаешь в кино. А в рекламе ты снимаешься?
Мартин Иванов: Да, в рекламах тоже много снимаюсь. Из того, что крутилось по телевидению – реклама «МегаФона» с Фёдором Бондарчуком. Я там проезжаю на машине мимо Фёдора, который выходит из лифта. Кстати, машина – моя! Она в жизни белого цвета, для съемок ее обклеили матовой плёнкой и нанесли символы, типа это полиция будущего.
На первой репетиции Бондарчук не знал, что я поеду и был очень удивлен моим появлением… В этой же рекламе я появляюсь второй раз – меня ударяют в грудь, я падаю и разбиваю спиной стекло. Да, это настоящее калёное стекло. Пиротехники ставят специальный заряд и когда ты дотрагиваешься до стекла оно разлетается.
Снимался в трех рекламах Renault: Logan, Sandero и Sandero Stepway. Красивые ролики получились. Снимали в Испании и Португалии. Актеры тоже были испанские.
В рекламе УАЗика тоже я работал. На съемках произошел курьезный случай: я предложил прыгнуть на нем, а он после приземления лег на бок… А когда мы снимали заезд на бордюр, машина сначала взлетала передней осью, а после приземления подлетала задней!
Работал в реалити-шоу «Гонщики». Там мы снимали ролик проездов на Lamborghini. В ролике Билайна я на мотоцикле за Сергея Светлакова ездил. Ещё – в рекламах Volkswagen и Hyundai.
На мгновение прервём интервью и отметим две последние из перечисленных реклам. Ролик про Volkswagen получился забавный – Мартин сыграл самого себя и оказался весьма гармоничен в актёрском амплуа:
А вот ролик про Hyundai – это нечто особенное. В нём Мартин сыграл роль… живого манекена, сев за руль машины, которая со скорости 64 км/ч врезалась в бетонный блок:
А вот съёмка с камеры, установленной в машине спасателей – видно, что Мартин действительно был за рулём:
Ты работал во множестве российских фильмов. Обращает на себя внимание «Чёрная молния», где много сцен с автомобилями. Это всё твоя работа?
Мартин Иванов: Да, моя. Конечно же, все полеты – компьютерная графика, на мне были взлеты и приземления, для которых использовались трамплины. У нас было несколько «21-ых» Волг, но они были в плохом состоянии. Одну машину сделали с 406-ым впрысковым мотором, но почему-то решили не делать печку… Снимали зимой, ночью, температура порой доходила до минус 20 внутри этой машины было совсем не весело, она изнутри вся замерзала.
Остальные машины тоже были не очень, их очень плохо подготовили. Скажем, снимаем самый первый дубль – я должен пробить какой-то рекламный щит. Стою на исходной, приготовились, начали, нажимаю газ, а педаль настолько ржавая была, что выгнулась и отвалилась! В результате, вместо педали машине приделали тросик, за который надо было дергать…
Давай кратко пробежимся по российским фильмам – чем ты занимался на съемочной площадке… Начнем со «Сталинграда».
Мартин Иванов: В «Сталинграде» было очень много было горения. Сцена, когда взрывается какая-то нефтебаза и горящие солдаты бегут в атаку. У нас за неделю было 110 горений, одновременно в кадре было по 15 человек горящих. Это сложно, потому что должно быть как минимум столько же страхующих, кто будет тушить каскадеров. А то и тридцать!
Кстати, за «Сталинград» мой отец Виктор Иванов получил «Таурус» – это своеобразная премия «Оскар» среди каскадеров! У меня есть три «Тауруса» за «Превосходство Борна», «Ультиматум Борна» и «Джейсона Борна». Я получил призы в номинации «Лучшая погоня». А отец получил приз в номинации «Лучший иностранный трюковой фильм» – он был постановщиком трюков в «Сталинграде».
Фильм «Тариф новогодний»?
Мартин Иванов: В сцене с бензовозом я дублировал Пореченкова – по сценарию он на джипе врезается в автобус. Но только вот нам нельзя было на съемке этот автобус бить… Мы поставили рядом с ним бетонные блоки. Если снимать сбоку, то их не видно. Получалось, что мы врезались в бетонные блоки, был очень жёсткий удар – на скорости 50 км/ч блоки почти не сдвинулись! Удар как об стенку!
«Любовь-морковь»?
Мартин Иванов: В фильме есть момент, когда Гоша Куценко берёт фургончик Ford и едет спасать родителей. Снимали на набережной Тараса Шевченко. Я спускался по откосу, задевал «Оку», на светофоре меня сильно бил Ford Escort…
«Духless»?
Мартин Иванов: На съемках этого фильма я проработал… один час! В сцене, когда главный герой выезжает задним ходом на «шестерке» BMW и с заносом уезжает.
«Фантом?»
Мартин Иванов: Это российско-американский фильм про инопланетян. Сцена, в которой неуправляемый троллейбус несётся по троллейбусному парку. Снимали на территории ЗИЛа. Троллейбус не может без рогов, был списанный автобус, к нему приделали рога. Автобус был в таком состоянии, что когда его завели, по всей территории ЗИЛа повалил дым! Я проехался, но когда ты едешь за этим «троллейбусом», то вокруг такой туман, что ничего не видно. Для троллейбуса это не очень хорошо…
Мы нашли шланг длиной метров пять, приделали к глушителю, и он волочился сзади, дым выходил в пяти метрах от «троллейбуса» и растекался по земле. Управлял я этим автобусом, сидя на полу по центру, – меня не должно было быть видно, потому что по сценарию он едет сам по себе, а потом девушка прыгает за руль. Поэтому я сидел на полу в чёрной балаклаве.
«Выкрутасы?»
Мартин Иванов: В этой картине я дублировал Хабенского – меня сбивала Мила Йовович на Смоленке.
«Занимательная этология?»
Мартин Иванов: А для этого фильма мы впервые в России сделали машину, которая управляется на крыше – для этого взяли Nissan Maxima и вынесли всё управление на крышу.
Фильм «Стритрейсеры» и эта ужасная сцена аварии – «крыша» в несколько оборотов. За рулем тоже ты?
Мартин Иванов: Да. В этой сцене мы в первый раз использовали пневмопушку. На Западе она уже давно используется. У нас раньше применяли пороховые пушки, а здесь попробовали пневмо. Один раллийный механик-инженер, которому было интересно поучаствовать в этом, по нашему описанию сделал эту пневмопушку.
В машину поставили каркас безопасности, гоночные сиденья, ремни, и, помимо этого, к каркасу прикрутили некое подобие гидравлического домкрата. В днище машины вырезали отверстие под поршень домкрата. И вот во время съемок сцены я еду, затем в какой-то момент ставлю Jeep немножечко боком и одновременно нажимаю на кнопку. Давление в 100 атмосфер бьет по поршню, машина опрокидывается, а домкрат тут же убирается назад. С помощью этого поршня у меня получилось, по-моему, шесть оборотов!
В этом же фильме была сцена прыжка-полета через мост в Санкт-Петербурге. Для этого пришлось сделать трамплин, чтобы лететь повыше.
Несколько лет назад ты участвовал в съёмке видеоролика, где седельный тягач с полуприцепом пролетал над болидом «Формулы 1». Расскажи про этот опыт…
Да, было такое. Грузовик пилотировал Майк Райан – опытнейший каскадёр из Америки. Он уже в возрасте, ему за пятьдесят лет и он специализируется на выполнении трюков на грузовиках.
Я познакомился с ним во время съёмок фильма «Форсаж 6» на острове Тенерифе. Снималась погоня с участием танка, Майк управлял тем самым грузовиков, который на прицепе перевозил танк.
Майк, как и я, – гонщик. На протяжении многих лет он на грузовике принимает участие в гонке Pikes Peak. На съемках «Форсажа 6» мы часто разговаривали, обсуждали, кто чем занимается. За месяц до съёмок прыжка он написал мне электронное письмо, мол: «Хочу сделать полёт на грузовике и предлагаю тебе проехать под ним на машине "Формулы 1"».
Меня сперва удивило данное письмо – наше общение с Майком было не таким уж близким, стали друзьями на Facebook и всё. Его идея тоже показалась достаточно странным: поначалу мне не понравилась перспектива оказаться под летящим над головой грузовиком.
Но затем я всё-таки решился – когда ещё представится возможность проехать на машине «Формулы 1». Отправился в Лондон, а затем меня привезли на военную базу, которая находилась почти в двухстах километрах от столицы Великобритании. Мне выдали комбинезон и нижнее несгораемое бельё – на нём было написано имя «Кими Райкконен».
В течение часа я привыкал к машине: сперва осторожничал, а затем уже начал носиться по взлётно-посадочной полосе. Привыкнув к «формуле», я отправился на старт – разгон было необходимо делать с самого начала полосы, так как чтобы набрать скорость в 120 км/ч седельному тягачу было нужно проехать примерно километр. На момент захода на трамплин скорость моей машины составляла 110 км/ч.
Грузовик заехал на трамплин и взлетел. В этот же момент я резко перестроился и проехал под ним. Вот, собственно, и всё!
Грузовик как-то специально готовили к трюку?
Мартин Иванов: Перед прыжком при помощи специальной металлической конструкции был закреплён полуприцеп – он не должен был поворачиваться. Кабину грузовика оснастили каркасом безопасности. Вместо стандартного сиденья установили кресло от гоночного автомобиля серии NASCAR.
Помимо того, что оно представляет собой настоящую капсулу безопасности, в вертикальной плоскости мы закрепили его на резиновых тросах – это должно было смягчить предполагавшийся удар.
К сожалению, ни само сиденье, ни резиновый крепёж не смогли обеспечить мягкую посадку: после завершения съёмки трюка сидевшему за рулём грузовика пилоту пришлось отправиться за помощью к врачам. Потому что во время прыжка грузовик взлетел на высоту более двух метров, а потом резко упал – расстояние было достаточно большое.
У тебя есть опыт участия в ралли, теперь есть опыт участия в киносъемках. Этот мир тоже очень интересен, но нет ли желания вернуться в ралли? Или это пройденный этап?
Мартин Иванов: Уже во время съемок я по-прежнему мечтал вернуться в ралли. Но ралли — это очень большие затраты, все очень дорого. Да и чемпионат России в нынешнем виде мне не очень интересен…
С Мартином можно разговаривать бесконечно, однако уместить рассказы обо всех его фильмах в один текст попросту невозможно – поэтому мы оставили кое-что на вторую часть…
Источник: