​Муха не сидела! Машины, убитые в первой же гонке

Ну что, устроим очередную угадайку: что объединяет автомобили, изображённые на этом коллаже?

Девять раллийных автомобилей в различных гонках

Нужна подсказка? Пожалуйста – а если мы покажем их же во время той же гонки, но несколько в ином состоянии?

Эти же автомобили на тех же гонках, но… в другом виде!

Да, все они были уничтожены. Но от других разбитых раллийных автомобилей их отличает важный момент – эти машины погибли в своём первом и последнем старте.

Продавцы автомобилей с пробегом частенько прибегают к одним и тем же уловкам в текстах объявлений – по их словам, продаваемая машина не бита, не крашена, у неё был один владелец, обслуживалась у официалов, пробег не смотан, как новая, сел и поехал, да и отдают почти бесплатно. Короче – муха не сидела!

С гоночными машинами всё несколько иначе. К примеру, жизнь раллийных автомобилей топового уровня достаточно продолжительна, ведь даже очень богатые команды не могут себе позволить строить к каждому этапу новую машину. Денег, может быть, и хватит, а вот ресурсов команды – вряд ли.

В среднем шасси живет около десяти этапов, после чего его списывают – могут заменить кузов, могут вообще продать автомобиль «частникам». Бывают также шасси-долгожители, на которых экипажи заводских команд выступали и на двадцати этапах.

Но есть и одноразовые машины – те, что были разбиты в своем первой же гонке или пропали сразу после неё. Таких автомобилей за всю историю ралли было несколько десятков, и о самых интересных из них мы вам расскажем.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию первую часть рассказа: полтора десятка историй о машинах, чья гоночная карьера продолжалась максимум одну гонку.

1. Lancia Delta S4 | шасси №211

История этого автомобиля – самая трагическая глава данной статьи. Речь пойдёт о Lancia, в которой заживо сгорели Хенри Тойвонен и Серджио Кресто. Об этой катастрофе написано множество статей, изложено огромное количество фактов. Но в разрезе темы данного материала об этом автомобиле ещё никто и никогда не рассказывал.

Итак, раллийный департамент компании Abarth (Reparto Rally dell`Abarth) официально построил 28 спортивных автомобилей Lancia Delta S4 в спецификации Corsa Evoluzione – то есть предназначенных для участия в ралли. Ещё одно шасси (№201) было построено подразделением Reparto Esperienze.

Ралли Tour de Corse – Rallye de France 1986 года проводилось в первых числах мая. Пятый этап чемпионата мира по ралли проходил на асфальтовом покрытии – это был первый полностью асфальтовый этап чемпионата 1986 года. Стартовый этап сезона в Монте-Карло даже с натяжкой нельзя было назвать асфальтовым: по ходу гонки экипажам пришлось ехать и по снегу, и по льду.

Так что именно на Корсике Lancia Delta S4 должна была сдать свой первый экзамен на твёрдом покрытии. На гравии она показала себя весьма успешной – на финальном этапе сезона-1985 в Великобритании победу одержал Хенри Тойвонен. На смешанном покрытии ситуация повторилась – в Монте-Карло тот же Тойвонен оказался сильнейшим. Чисто зимнее ралли в Швеции завершилось «серебром» для Маркку Алена, так что и тут всё было более-менее хорошо. Но теперь – проверка на асфальте!

Заводская команда Lancia Martini привезла во Францию три автомобиля – новенькие Lancia Delta S4 для Маркку Алена (шасси №206) и Хенри Тойвонена (шасси №211), а также проехавшую ралли «Португалия» машину для Массимо «Мики» Биазона (шасси №214).

После старта на первых двух спецучастках лучшее время показали пилоты Peugeot Talbot Sport Бруно Саби и Тимо Салонен, но начиная с третьего допа победы принялся штамповать Хенри Тойвонен. Его Lancia работала как часы, и финн после четвёртого спецучастка вышел в лидеры, а затем начал наращивать свой отрыв.

К семнадцатому спецучастку отрыв финского пилота от ближайшего соперника составлял почти три минуты, но он и не думал сбрасывать темп. Однако на финише СУ17 Lancia не появилась…

Без двух минут три, машина лидера гонки не вписалась в левый поворот, вылетела с трассы, скатилась в обрыв и взорвалась, врезавшись крышей в деревья. Всё произошло настолько быстро, что Хенри Тойвонен и Серджио Кресто даже не успели отстегнуть ремни и сгорели заживо.

Совершенно новая Lancia Delta S4 в считанные минуты превратилась в обгоревший остов. После того как пожар был потушен и полицейские провели все нужные процедуры, кран-эвакуатор вытащил на дорогу всё, что осталось от некогда великолепного автомобиля:

Останки «Лянчи» погрузили на грузовик:

После чего отвезли машину в Италию на завод Lancia Borgo San Paolo – завод компании Lancia в Турине. Там сгоревший автомобиль и был уничтожен. Вот уникальный кадр – машина Тойвонена на территории завода перед уничтожением:

А дальше произошло нечто странное…

В 1992 году в семье Бресолин внезапно появилась Lancia Delta S4 с номером шасси 211. Все положенные документы от Abarth прилагались – всё чин чином. Что за чудо? Птица Феникс, не иначе! Но всё было не так просто.

В эпоху расцвета группы Б Abarth построил несколько запасных кузовов без номеров – для решеллинга (замены кузовов после аварий). После запрета группы Б практически все автомобили и запасные части были проданы за бесценок. Некоторые из покупателей, купивших голые кузова, сумели собрать на их базе самые настоящие полноценные раллийные Lancia Delta S4. Одним из таких умельцев был Бресолин-старший.

Но помимо воссоздания автомобиля из запчастей ему удалось практически невозможное – он обратился в Abarth с просьбой помочь легализовать построенную машину, сделать на неё документы. В компании решили помочь ему и сделали документы с номером шасси 211.

Почему кто-то решил выдать именно этот номер? Почему этот некто не вспомнил о трагическом прошлом машины с этим номером? Об этом история умалчивает.

Однако факт остаётся фактом: в наши дни Эдоардо Бресолин (сын Бресолина-старшего) периодически выступает в исторических ралли и на различных показательных заездах за рулём Lancia Delta S4 с номером шасси 211 в цветах заводской команды Lancia Martini.

Но знайте, это вовсе не тот же самый автомобиль, за рулём которого в своей последней гонке выступал Хенри Тойвонен…

2. Ford RS200 | шасси №063

Ещё одна трагическая глава в нашем повествовании. Швейцарец Марк Зурер на протяжении восьми лет (с 1979 по 1986 год) выступал в «Формуле-1». За свою карьеру он набрал всего-навсего семнадцать очков, так что назвать его успешным пилотом было нельзя. В 1986 году прямо по ходу сезона он потерял место в команде Arrows и обратил свой взор в сторону классического ралли. Уж лучше бы он этого не делал…

Марк уже принимал участие в ралли – за рулём Talbot Sunbeam и Renault 5 Turbo, в 1983 и 1984 году он выходил на старт этапов чемпионата Европы и Кубка Западной Европы. Но в 1986 году в его распоряжении оказалась мощнейшая полноприводная Ford RS200 группы Б.

Дебют на новой машине состоялся на этапе чемпионата Швейцарии – ралли Critérium International Jurassien. Там Зурер пилотировал шасси №062 и сошёл из-за проблем с электроникой. Следующим стартом для экс-пилота «Формулы-1» был этап чемпионатов Европы и Германии – ралли Hessen.

Кстати, это было первое ралли для Ford RS200 на территории Германии.

Марк получил почётный стартовый номер 1, однако всё внимание болельщиков, конечно же, было приковано к выступавшей под номером 3 француженке Мишель Мутон – перешедшая в Peugeot Talbot Deutschland гонщица лидировала в чемпионате Германии и намеревалась продолжить череду побед на этапах. Именно с ней и пришлось сражаться Марку Зуреру и его штурману Мишелю Видеру. Но, к сожалению, борьба закончилась досрочно…

Эти кадры знакомы каждому любителю истории ралли. Всего одиннадцать секунд, которые запечатлели одну из самых страшных сцен в истории мирового ралли:

31 мая 1986 года. Асфальтовый спецучасток, скоростной пологий правый поворот, Ford RS200 несётся на скорости около 220 км/ч. Но внезапно у машины срывает заднюю ось, она начинает вращаться, вылетает на траву и врезается в стоящие у дороги деревья…

От удара пилота выбросило из машины, но он – несмотря на множественные переломы и ожоги – выжил. А вот штурман Мишель Видер оказался зажат внутри горящего автомобиля, ему спастись не удалось – он погиб на месте аварии.

После тушения шасси №063 было перевезено в специальный ангар, а после проведения следственных действий его забрала себе компания Ford и уничтожила…

3. Toyota Celica GT-4 (ST165) | госномер K-AM 4083

История шасси А-групповых купе Toyota окутана тайной. Известны лишь единичные номера шасси, но в большинстве своём привязку приходится делать по госномеру – благо он у каждой подобной «Тойоты» был уникальным и не перевешивался с машины на машину (как, например, в случае с Subaru).

Именно поэтому мы имеем возможность рассказать о нескольких раллийных «Тойотах», которые лишь единожды вышли на старт ралли, а после оказались не у дел. Навсегда…

В 1990 году Карлос Сайнс завоевал титул чемпиона мира по ралли. Годом позже после девяти этапов из четырнадцати он возглавлял личный зачёт и имел отличные шансы на повторение успеха. Единственным облаком на ярком небосводе для испанца был сход из-за поломки двигателя на ралли «Сафари». В остальном же сезон шёл как по маслу.

Пять побед, одно второе и одно четвёртое место у Сайнса против трёх побед, одного второго, двух четвёртых и одного пятого места у его главного соперника Юхи Канккунена из команды Lancia Martini. Впереди дуэлянтов ждало ралли «Австралия».

Последние числа сентября 1991 года. В город Перт съехались 59 экипажей – трое из них представляли заводскую Lancia и столько же стартовало за заводскую Toyota. При этом основные «забойщики» в каждой из команд получили совершенно новые автомобили – Юха Канккунен и Дидье Ориоль в итальянском коллективе, Карлос Сайнс и Армин Шварц в японском.

Практически сразу после старта стало понятно – Сайнс никак не может удерживать темп Канккунена. «Лянчи» чувствовали себя на австралийском гравии куда лучше, чем «Тойоты». Финн захватил лидерство с самого старта и удерживал его до восьмого спецучастка. Каким-то сверхусилием Карлос сумел опередить Канккунена и выйти на первое место, но продержался он в лидерах совсем недолго – уже на десятом допе финн вновь вышел на первое место.

Что же такого произошло на десятом спецучастке? Почему испанец потерял лидерство? СУ10 Univercity – ночной асфальтовый доп. И именно здесь Сайнс в первый раз на этом ралли перевернул машину. Переворот не попал в объективы телекамер, а вот последствия отлично заметны на этом видео:

В левом повороте после скоростного прямика машина не устояла на колёсах и перевернулась три или четыре раза – так рассказал сам Карлос. При этом сплющило левую переднюю фару и две дополнительные фары-прожектора, а дверь с водительской стороны заклинило – в сервисе Карлосу пришлось вылезать из машины, не открывая дверь.

В интервью журналистам испанец посетовал на невезение и сказал, что возможно теперь ему предстоит ехать оставшуюся часть гонки «в полную силу». Ночью участники ещё раз проехали тот же самый спецучасток, но Канккунен сохранил лидерство в гонке.

Утром следующего дня на первом же спецучастке Roller Coaster Сайнс во второй раз перевернулся.

Машина вылетела с трассы в правом повороте, перевернулась, встала на колёса, и экипаж тут же продолжил движение. Результат – второе время на финише допа:

Но на этом злоключения Карлоса не закончились. Через два спецучастка на четырнадцатом допе Bunnings Central испанец перевернулся в третий раз. И на этот раз это был окончательный сход – после «ушей» в шесть оборотов машина была уничтожена:

К счастью, в отличие от своей Toyota экипаж не пострадал. Останки новенькой, но уже разрушенной машины были доставлены на базу Toyota Team Europe в Кёльне.

Автомобиль постепенно отреставрировали, но он больше ни разу не увидел гоночную трассу. Его поставили в заводской музей, где он и находится по сей день.

А чемпионский титул в 1991 году Сайнс в итоге упустил. Канккунен выиграл в Австралии и вышел в лидеры серии, а на оставшихся этапах Юха лишь упрочил своё лидерство.

4. Lancia Delta (Deltona) HF Integrale | шасси 556751

В истории мирового ралли было немало гонщиков, чьё имя ассоциируется лишь с одной конкретной маркой автомобилей – в каких бы командах они ни выступали до или после. К примеру, Себастьен Лёб навсегда останется пилотом Citroen, Колин Макрей и Ричард Бёрнс остались в памяти как пилоты Subaru, Маркко Мяртин — это прежде всего Ford, а Бьорн Вальдегард — это, конечно же, Toyota.

Однако свой последний старт в чемпионате мира по ралли Вальдегард совершил за рулём Lancia – и именно эта новенькая машина была уничтожена в своём первом же ралли!

В 1991 году 47-летний(!!!) пилот пришёл к выводу, что ему, наверное, пора на заслуженный отдых. Несмотря на то что всего годом ранее он одержал победу на ралли «Сафари» за рулём полноприводной Toyota Celica GT-4 (ST165), швед понимал – пришла пора уступить место более молодым товарищам по команде Карлосу Сайнсу и Юхе Канккунену.

В 1992 году в Toyota никак не могли определиться, сколько экипажей заявить на ралли «Сафари» – два или три. А коли так, то Вальдегард принялся планировать своё будущее вне мирового ралли – прежде всего, он обратил свой взор в сторону ралли-рейдов.

Однако руководство команды Jolly Club связалось с Бьорном и предложило ему настолько «вкусный» контракт, что он не смог отказаться и принял приглашение участвовать в ралли «Сафари» 1992 года в составе команды Martini Racing.

Поясним для тех читателей, кто не в курсе ситуации, произошедшей в конце 1991 года. Неожиданно для всех (и даже для членов заводской команды Lancia Martini) после завершения финальной гонки сезона-1991 Lancia объявила о прекращении выступлений в чемпионате мира по ралли. Забавный факт – инженеры и механики команды узнали об этом из… теленовостей, когда они находились в аэропорту и готовились вылететь домой в Италию.

После ухода Lancia все автомобили, наработки по ним, оборудование и персонал были переданы придворной гоночной команде Jolly Club. Ей же достался и титульный спонсор Martini. Только команда отныне называлась не Lancia Martini, а Martini Racing. Так что в 1992 году в чемпионате мира по ралли фактически не было заводской команды Lancia, а был частный коллектив, выступавший на автомобилях Lancia.

Но пусть вас не смущает статус частной команды – для того чтобы побить соперников из Toyota, итальянский коллектив привёз в Африку более шестидесяти механиков, тринадцать тяжёлых грузовиков-техничек, восемь «грязевых разведчиков», шесть «догонялок», два вертолёта, самолёт-ретранслятор, свои бензозаправщики, грузовики-склады с запасными частями и многое другое.

Вот с этой командой и заключил соглашение Вальдегард. За всю свою многолетнюю карьеру Бьорн выступал на Lancia в чемпионате мира аж в 1975 и 1976 годах – это была заднеприводная Lancia Stratos HF! С тех пор он не садился за руль автомобилей этой итальянской марки. И пусть свой единственный титул чемпиона мира по ралли 1979 года он завоевал, выступая на Ford и Mercedes, но, начав с 1980 года сотрудничество с Toyota, он постепенно сосредоточился на выступлении только за японскую марку.

Поэтому старт с Lancia выглядел своеобразной «изменой» – пусть и произошедшей не по вине шведского гонщика. Но фортуне этого факта оказалось достаточно для того, чтобы начать чинить различные препятствия на пути Бьорна.

Для начала на ознакомлении прямо перед его автомобилем на дорогу выбежала собака. Чтобы избежать столкновения, Вальдегард резко свернул в сторону и съехал с дороги в траву, где… врезался в большой пень! От удара руль выбило из рук пилота, и он получил несколько переломов руки и кисти. После продолжительной операции в больнице Найроби швед заработал несколько швов – шрамы остались на его руке до конца его дней. Стартовать в гонке ему пришлось в гипсе, а механики приладили к рулевому колесу специальную рукоятку, чтобы пилоту было легче вращать руль одной рукой.

После старта Вальдегард закрепился на третей позиции. Его результат мог быть и выше, но проблемы с амортизаторами вынудили его замедлиться. Но во второй день злодейка-судьба нанесла фатальный удар…

В какой-то момент Бьорн остановился на обочине дороги с тем, чтобы провести дозаправку и сменить колёса. Механики бросились заправлять машину, но капли высокооктанового бензина брызнули на раскалённый задний тормозной диск, и машина тут же вспыхнула! Пожар практически мгновенно охватил весь автомобиль.

Вальдегард буквально выдернул своего штурмана Фреда Галлахера через водительскую дверь – правая сторона машины уже была объята огнём. Затем последовали два взрыва, в результате чего Lancia была полностью уничтожена…

К счастью, экипаж не пострадал, а вот один из наёмных механиков – местный житель Тревор Джонс – получил сильные ожоги и был доставлен в больницу в Найроби одним из командных вертолётов.

От машины же остался обгоревший остов…

5. Toyota Celica Turbo 4WD (ST185) | госномера K-AM 9821 и K-AM 9223

По ходу своего второго чемпионского сезона в 1992 году Карлос Сайнс лишь однажды не смог финишировать – из-за аварии на ралли «Акрополис». Вы уже догадались: там он уничтожил очередную новенькую Toyota Celica.

Греческий этап был шестым по счёту. К этому моменту Карлос занимал второе место в личном зачёте позади всё того же Канккунена. На пятки Сайнсу наступал другой пилот Lancia Martini Дидье Ориоль – в отличие от испанца и финна у француза была не одна, а две победы. Но статистику ему подпортил сход в Португалии.

В Греции на экипажи заводской команды Toyota свалилось настоящее проклятье – все трое сошли из-за аварий. Маркку Ален и Армин Шварц свалились в обрыв в одном и том же повороте, но здесь я расскажу историю про сход Сайнса…

Хотя что тут рассказывать? На протяжении всей гонки три экипажа страдали из-за выходящих из строя турбонаддувов. По этой причине о высоких результатах им пришлось забыть. Сайнс до своего вылета лишь дважды показал лучшее время на спецучастке (на восьмом спецучастке он показал одинаково лучшее время с Канккуненым и Ориолем, а на одиннадцатом сумел опередить всех своих соперников).

Ну а уже на тринадцатом допе он вылетел с трассы и перевернул свою Toyota, жёстко приложив её о землю и деревья…

После того как механики вытащили автомобиль обратно на трассу и погрузили на прицеп, перед ними предстала печальная картина – о восстановлении машины речь не шла.

Кстати, списала Toyota Team Europe и машину Маркку Алена – после эпичной аварии на «Акрополисе» новенький автомобиль с госномером K-AM 9223 больше в гонках не выступал – он справа на этой фотографии:

Кстати! Lancia SuperDelta HF Integrale занявшего второе место Юха Канккунена, для которой это также был первый старт, тоже пропала, и в списках участников ралли вы больше нигде не найдёте автомобиль с госномером TO76570S. Куда же она испарилась?

Откроем вам тайну – сразу после завершения «Акрополиса» этот автомобиль приобрёл греческий миллиардер «Джиггер».

А свою прежнюю Lancia Delta HF Integrale 16V он продал в Россию гонщику Владимиру Ганину!

6. Toyota Celica Turbo 4WD (ST185) | госномер K-AM 4177

Через три года после истории с тремя «крышами» Сайнса настал черёд самого Юхи Канккунена уничтожить одну из новеньких Toyota. И произошло это в Африке на ралли «Сафари».

Как и в случае с Карлосом в 1991 году, финн в девяносто четвёртом защищал завоёванный годом ранее титул. Поначалу всё шло хорошо – в Монако он финишировал вторым, а в Португалии завоевал победу. Третий этап проводился в Кении…

Заводская команда Toyota Team Europe подошла к подготовке к африканской гонке едва ли не ответственнее всех остальных команд. Шутка ли – на протяжении определённого периода времени в Найроби был развёрнута официальная специальная база для работ по развитию автомобиля и его тестирования! В итоге перед стартом ралли «Сафари» даже соперники утверждали в один голос – экипажи Toyota являются главными фаворитами предстоящей гонки.

К участию в ралли Toyota подготовила три совершенно новых Toyota Celica Turbo 4WD (ST185) для Канккунена, Дидье Ориоля и Яна Данкана в так называемой «утяжелённой» спецификации – максимально жёсткий и усиленный кузов, усиленная подвеска, шноркель, дополнительные дуги-булбары на бампере, крепление под запасное колесо на двери багажника и так далее.

Но теория теорией, а в реальности всё оказалось не столь радужно – достаточно было кому-то из пилотов Toyota захватить лидерство, как у него тут же начинались проблемы.

Первым с этим столкнулся Дидье Ориоль. Дебютировавший в гонке француз поначалу даже вышел в лидеры, но затем поломка амортизатора, проблемы с рулевым управлением и эпидемия срезанных приводов привели к тому, что он откатился назад, пропустив вперёд Канккунена.

А 1 апреля новый лидер гонки Юха Канккунен попал в аварию, которая едва не стоила ему жизни – в районе гор Таита финский гонщик влетел в выкопанную поперёк дороги канаву-водоотвод…

За час до старта гонщиков по трассе проехали экипажи-разведчики. Разведку для Канккунена осуществлял опытнейший бельгиец Марк Дуэз. Но по случайному стечению обстоятельств – именно на этом участке дороги было очень пыльно из-за проезжавших по нему машин, и Марк сбросил скорость. Он не увидел канаву, а подвеска сильно смягчила удар, и он попросту не счёл данное препятствие опасным.

Вмешался и ещё один случайный фактор – внезапно забарахлило оборудование на самолёте-ретрансляторе (да-да, на ралли «Сафари» богатые заводские команды использовали такие), и Дуэз не смог толком рассказать о своих ощущениях.

В общем – всё, что могло пойти не так, пошло не так…

Юха влетел в канаву на скорости под 200 км/ч, после чего его Toyota сделала «бочку» и перевернулась пять раз, пролетев почти двести метров. От удара Канккунен потерял сознание, но затем пришёл в себя и сказал своему штурману Ники Гристу: «Давай продолжим гонку…»

Финн просто ещё не видел, во что превратилась его машина – она буквально стала короче на метр! Пострадал и экипаж – штурман сломал плечо, а пилот получил разрыв связок лодыжки и множество синяков. Не обошлось и без травм головы…

В итоге машина Канккунена пошла под списание. Впрочем, это и неудивительно. Сами посудите – ну что тут было восстанавливать?

7. Toyota Corolla WRC | шасси 632

Одна из самых странных историй с исчезновением нового автомобиля произошла в 1999 году после ралли «Австралия» – предпоследнего этапа сезона.

Заводская команда Toyota Castrol Team была представлена двумя экипажами – на хетчбэках Toyota Corolla WRC были заявлены Карлос Сайнс и Дидье Ориоль: их автомобили щеголяли специальными номерными знаками «Carlos 99» и «Didier 99». Но на самом деле по документам это были два новеньких шасси 631 (госномер K-AM 873) и 632 (госномер K-AM 874) соответственно.

Если для Сайнса австралийская гонка уже ничего не решала – он уже потерял все шансы на завоевание третьего титула, то у Ориоля ещё оставались математические шансы на победу. Поэтому француз сходу ринулся в бой.

Он сразу же вышел в лидеры гонки и принялся штамповать победы на спецучастках. После пятого допа Дидье занимал первое место, оставив позади Колина Макрея и Томми Мякинена. Но на шестом спецучастке случилось страшное…

Трансмиссия Toyota Ориоля захандрила, что привело к непредсказуемому поведению автомобиля и в итоге стало причиной вылета с трассы, завершившегося столкновением с деревом. Экипаж Ориоля и его штурмана Дени Жиродэ сумел вернуться на трассу и довёл машину до финиша допа – по итогам четырёхкилометрового спецучастка французы потеряли не так и много, всего-навсего двадцать пять секунд. Но что куда хуже, их Тойота получила множество внутренних повреждений и на финише спецучастка она вовсе заглохла, отказавшись заводиться.

Дотолкав автомобиль своими силами до расположения команды, гонщики сдали его механикам. Те принялись за работу, но так и не смогли оживить машину в положенные на сервис двадцать минут. Как выяснилось позднее, удар о дерево привёл к повреждению передней части автомобиля – оказались зажаты или перебиты все трубки подачи воды и масла, был пробит радиатор, двигатель перегрелся и отключился. На этом гонка, а ней и борьба за титул, для Ориоля были закончены.

А дальше началось странное. Как видно на снимке, Toyota Corolla WRC не получила каких-то ужасных повреждений – машина своим ходом (и в хорошем темпе) добралась до финиша спецучастка. Но после возвращения автомобиля на базу Toyota Team Europe в Кёльн она была разобрана! И не для ремонта, а для списания.

В результате шасси №632 исчезло – оригинальный кузов был уничтожен. А начинка автомобиля была использована для постройки шасси №678 (госномер K-AM 736). На этой машине с 2000 по 2018 год выступали самые разные гонщики, среди которых были Томас Радстрём, Харри Рованпера, Маркко Мяртин, Манфред Штоль, Питер Тшун, Остин Макхейл. В итоге же Toyota оказалась в Италии, где её нынешний хозяин решил отреставрировать автомобиль и выставить на продажу:

Но при реставрации машине был возвращён её внешний облик того самого ралли «Австралия» 1999 года, в котором именно это шасси никогда не участвовало!

8. Citroen Xsara WRC | шасси №Т403

С 1999 по 2004 год Citroen Sport (позднее Citroen Racing) построила тридцать один автомобиль Citroen Xsara WRC. Из них до сегодняшнего дня не дожили восемь.

И именно самая первая уничтоженная «Ксара» имела в своей биографии всего-навсего одну гонку – на ней в 2002 году в рамках подготовки команды Citroen Sport к ралли «Финляндия» Томас Радстрём принял участие в ралли Mantta. Для чего? Участие в этом ралли, традиционно предваряющем финский этап чемпионата мира по ралли, было необходимо команде для того, чтобы рассмотреть различные варианты настроек автомобиля.

Радстрёму пришлось столкнуться с сопротивлением молодых финских талантов Юосо Пюкалисто (Toyota Corolla WRC), Янне Туохино (Ford Focus RS WRC) и Юсси Вялимяки (Toyota Corolla WRC). Пюкалисто даже лидировал после пятого спецучастка с отрывом в двадцать три секунды, но сошел из-за проблем с дифференциалом.

Но после схода Пюкалисто Радстрёму ничто не могло помешать довести гонку до победы – она стала первой победой для автомобиля Citroen Xsara WRC на гравийных гонках. Пришедший вторым Янне Туохино отстал на приличные тридцать семь секунд. Юсси Вялимяки занял третье место.

Но весь нюанс в том, что автомобиль-победитель (Радстрём выступал на Citroen с номером шасси T403) и не предназначался для выступления в гонках! Изначально это был тестовый прототип Citroen Xsara T4, и построили его в атмосфере полной секретности аж в марте 1999 года – когда ещё решение о выступлении полноприводной Citroen в ралли не было озвучено. Больше того, в апреле того же года только-только начавшийся проект был… свёрнут! Виной тому была внутренняя борьба Peugeot Sport и Citroen Sport за бюджет. Но позднее проект был реанимирован, и прототипы начали работу на тестах.

Итак, шасси Т403 было предназначено исключительно для тестов – таков был удел четырёх из первых пяти лабораторных шасси. Причём это был исключительно гравийный тестовый прототип – ему достались самые сложные условия: трамплины Алеса, грязевые болота Витроля, камни полигона Шато-Ластур, скоростные спецучастки Финляндии.

На этих снимках шасси Т403 во время различных тестов 2000 года. Обратите внимание – машина ещё в дорестайлинговой версии Xsara T4:

А вот данная машина на тестах в Греции в 2001 году:

А ещё – именно на шасси Т403 Себастьен Лёб впервые попробовал свои силы на полноприводной Citroen на гравии. В общем не машина, а готовый музейный экспонат!

Но машину нельзя увидеть в музее. В 2005 году её списали и уничтожили. К тому моменту она накатала более семнадцати тысяч(!!!) тестовых километров! Поверьте, это огромная дистанция.

Таким образом, после одного-единственного ралли «Mantta» этот автомобиль больше никогда не увидел раллийные спецучастки…

9. Citroen Xsara WRC | шасси №Т430

Помимо «четыреста-третьего» шасси для данной статьи подходит ещё одна Xsara WRC – шасси Т430, которое в первой же гонке уничтожил великий и ужасный Колин Макрей.

Колин имел (и имеет) огромную армию поклонников – им всегда нравилось, как шотландец сражается на грани и за гранью дозволенного. Такая манера не могла не сказаться на состоянии автомобилей: в карьере Колина бывали сезоны чемпионата мира по ралли, когда он добирался до финиша лишь в четырёх гонках из четырнадцати. «Маккрэш» – так прозвали гонщика!

Помимо сходов из-за аварий и поломок Макрею, что называется, везло на пожары – его автомобили горели четырежды! Первый пожар случился в 1994 году, когда на ралли «Португалия» загорелась его Subaru Impreza 555. Тремя годами позже на индонезийском этапе WRC шотландец дотащил свою Subaru Impreza WRC в сервис-парк c полыхающим моторным отсеком. В 2002 году воспламенился Ford Focus WRC – инцидент произошёл на ралли «Финляндия». И, наконец, в 2003 году в Аргентине дотла сгорела Citroen Xsara WRC.

Однако ни одна из этих четырёх машин не попадает в наш список «погибших в первом же старте». Нас интересует другой инцидент. Вот он:

В отличие от своих товарищей по команде Citroen Sport Себастьена Лёба и Карлоса Сайнса в Финляндии шотландец получил в своё распоряжение абсолютно новую Citroen Xsara WRC с номером шасси 30 (госномер «22 DDM 92»). На момент переворота пробег автомобиля составлял… 824 километра!

После "ушей" машина представляла собой жалкое зрелище, и в Citroen Sport впервые пошли на то, чтобы полностью списать данный автомобиль, не попытавшись даже заменить кузов. Автомобиль с номером шасси Т430 прекратил своё существование.

10. Mitsubishi Lancer WRC 04 | шасси №10

К 2004 году Жиль Паницци уже застолбил за собой звание «асфальтового специалиста», но ему было этого мало – француз очень хотел стать настоящим универсальным гонщиком. Для этого ему всего-то нужен был контракт основного пилота какой-либо команды. И ради этого он ушёл из Peugeot Sport, где ему доставалась машина заводской подготовки лишь на асфальтовых ралли, в заводскую команду Mitsubishi, где он наконец-то получил вожделенный статус.

Практически весь сезон-2004 состоял из гонок, которые проводились не на асфальте – после смешанного «Монте-Карло» и снежно-ледовой «Швеции» участников чемпионата ожидали семь гравийных ралли. И лишь в августе экипажи вышли на старт асфальтовой гонки – ралли «Германия». Которое Жиль Паницци очень не любил…

К десятому этапу чемпионата на счету француза было всего-то шесть очков, поэтому в Германии он намеревался дать бой соперникам – где как не на асфальте? Но погода преподнесла ему (и всем остальным гонщикам) неприятный сюрприз – гонка буквально утонула под многодневными дождями.

По итогам первого дня Паницци был шестым в двух с лишним минутах позади лидировавшего Себастьена Лёба – о победе уже можно было забыть.

Второй день гонки начался с полноценного ливня, который и вовсе «смыл» Жиля Паницци с трассы. На первом же субботнем спецучастке его Mitsubishi Lancer WRC соскользнула с дороги за пределы трассы на мокрую траву. Оказавшись на таком покрытии, автомобиль попросту стал неуправляемым – Жиль и его брат-штурман Эрве Паницци фактически оказались пассажирами в собственной машине!

Mitsubishi на полной скорости доскользила до леса, где врезалась водительской дверью в дерево. Удар оказался достаточно сильным – врачи даже заподозрили у пилота перелом руки. Но позднее диагноз сменился на более мягкий – всего лишь сильный ушиб.

А вот автомобилю досталось очень и очень сильно – на этом столь короткая гоночная карьера Mitsubishi Lancer WRC 04 с номером шасси 10 была завершена.

11. Subaru Impreza S10 WRC ’04 | шасси №11

Ралли «Германия» 2004 года едва не стало последним в жизни Петтера Сольберга и его штурмана Фила Миллза. Но точно стало первой и последней гонкой для их Subaru Impreza WRC `04 с номером шасси 11.

Сезон-2004 складывался для действующего чемпиона мира не так чтобы очень просто. Первую победу он смог одержать лишь на четвёртом этапе в Новой Зеландии, следующую ещё через две гонки в Греции, а в Аргентине и Финляндии он не смог добраться до финиша.

В Германию заводская команда Subaru World Rally Team привезла для норвежца новенькую машину. Однако это ему не помогло – Петтер с с самого старта вышел на четвёртую позицию и никак не мог подняться выше. Впереди него гонщики менялись местами, появлялись и исчезали новые фамилии, а Сольберг по-прежнему оставался четвёртым. Обидно, наверное.

Но пилот Subaru не продержался в гонке и до середины – на двенадцатом спецучастке, который проходил по территории танкового полигона Баумхольдер, Петтер уже через полторы сотни метров после старта переборщил со скоростью на входе в левый поворот, его машину вынесло наружу, она врезалась в железобетонный защитный отбойник-трапецию «хинкельштайн» и перевернулась. При этом несчастная Impreza WRC продолжила пересчитывать собой следующие хинкельштайны…

К счастью, ни пилот, ни штурман не пострадали. Машина же – ну вы сами всё видели…

И кстати – следующие три гонки Сольберг выиграл, но чемпионом в итоге впервые стал Себастьен Лёб.

12. Volkswagen Polo R WRC | шасси №10

Что-что, а хранить секреты Volkswagen Motorsport умеет. Судите сами, после завершения заводской раллийной программы в 2016 году ни один автомобиль Volkswagen Polo R WRC не был продан. Часть машин переделали в ралли-кроссовые, парочку отдали во временное пользование «придворному частнику» Раймунду Баумшлягеру, а остальные… стоят на одном из этажей подземного гаража-склада, где также хранятся ралли-рейдовые Volkswagen Race Touareg.

Но одной машины немцы всё-таки недосчитались – и в этом виноват Яри-Матти Латвала, уничтоживший её в заключительный день ралли «Монте-Карло» 2013 года.

Это была дебютная гонка для новейшего Volkswagen – команда впервые выставила на гонку свои World Rally Car. Первый пилот коллектива Себастьен Ожье закончил ралли на второй позиции, пропустив вперёд лишь короля местных дорог Себастьена Лёба. А вот Латвала…

Для финна гонка не задалась с самого начала – он никак не мог найти общий язык с машиной. Но развязка наступила на первом спецучастке заключительного дня. Доп начинался с двух поворотов-шпилек, после которых шёл правый быстрый поворот. Во время ознакомления асфальт был чистый и сухой, поэтому участники записали его в стенограмме «полный газ».

Но в ночь перед прохождением этого допа прошёл снег, и на трассе была снежная каша – держака в повороте просто не было. В результате машину Латвалы сорвало с траектории, и она ударилась о дерево задним левым колесом, затем её отбросило к правому отбойнику, и там она потеряла и другое заднее колесо. Смотрите сами:

На этом гонка для финского гонщика была закончена. А с ней был закончен и путь Volkswagen Polo R WRC с номером шасси 10 в ралли. Больше эта машина в гонках не появлялась…

13. Ford Fiesta RS WRC | шасси №40

Последнее построенное шасси в данной (первой) спецификации.

Эта машина была уничтожена на тестах ещё даже до старта своей первой гонки, но мы включим её в этот список по двум причинам. Во-первых, это не просто тестовый автомобиль – именно на нём экипаж должен был выйти на старт ралли «Финляндия» 2015 года. А во-вторых, этот инцидент стал настолько болезненным ударом по надеждам всех без исключения раллийных болельщиков, что не рассказать о нём будет кощунством…

В 2015 году быстрейший российский раллист Алексей Лукьянюк получил уникальный шанс показать свои умения на финском этапе чемпионата мира за рулём современнейшей Ford Fiesta RS WRC. Этого дебюта ждали все без исключения российские раллийные фанаты.

27 июля 2015 года Лукас вышел на старт тестов в районе трассы Корпилахти-Ямся. Дистанция тестов составляла семьдесят пять километров.

Но уже во время второго прохождения тестового допа на третьем километре машина российского экипажа попала в серьёзную аварию.

«Не совсем правильно зашел на первый трамплин и, как следствие, на второй. Плюс скользко. Первый проход медленно проехали. А тут чуть добавили», – так комментировал произошедшее Лёша Лукьянюк.

Экипаж в аварии не пострадал, а вот машине досталось очень крепко – больше её никто не видел. С той аварии прошло пять лет. Лукас стал чемпионом Европы по ралли, но на машине WRC он так ни разу не стартовал…

14. Skoda Fabia R5 | шасси №94

В 2016 году Николай Грязин – младший сын чемпиона России по ралли 2001 года Станислава Грязина – пересел с переднеприводной Peugeot 208 R2 на современнейшую Skoda Fabia R5 с приводом на все колёса. Дебют Коли за рулём принципиального нового автомобиля состоялся на сложнейшей гонке – ралли «Кипр», входившем в программу чемпионата Европы по ралли.

Поначалу всё шло хорошо – с четвёртого места на первом спецучастке российский экипаж быстро поднялся на вторую позицию вслед за Алексеем Лукьянюком. Но на шестом спецучастке произошла неприятность:

Это был первый и последний старт шасси №94, завершившийся «крышей»:

Команде Sports Racing Technologies пришлось заменить кузов, и автомобиль получил новый номер шасси 94А. С этим кузовом Skoda проехала тридцать две гонки, после чего на ралли «Барум» 2019 года Николай Грязин… списал и его!

Что делает команда? Правильно – меняет кузов, а машина получает новый номер шасси 94B.

И уже в руках Василия Грязина (старшего брата Николая) Skoda выходит на старт чемпионата России по ралли 2020 года.

Четыре старта – четыре победы и заслуженный титул чемпионов страны для Васи и его штурмана Ярослава Фёдорова!

15. Citroen C3 R5 | шасси №27

В этой статье мы уже упоминали Алексея Лукьянюка и его аварию на тестах. Но был в карьере Лукаса ещё один автомобиль, который был списан непосредственно в первом же ралли – произошло это на стартовом этапе чемпионата Европы по ралли 2019 года.

В межсезонье Алексей поменял команду и автомобиль, перейдя во французский коллектив Saintéloc Racing и пересев на французскую же Citroen C3 R5. Практически на протяжении всей гонки всё шло просто замечательно – захватив лидерство с самого старта, Лукас и его штурман Алексей Арнаутов не позволяли никому приблизиться к себе. Но в заключительный день гонки у петербуржцев возникли проблемы.

На пятом километре предпоследнего спецучастка (СУ14) они поймали медленный прокол и были вынуждены доезжать почти двадцать километров на трёх колесах, что привело к потере сразу двух мест в абсолюте. Ну а на заключительном допе (СУ15) произошло страшное – сход в первом же повороте машина перевернулась!

Как выяснилось позднее, обрывками колеса на четырнадцатом спецучастке перетёрло тормозную магистраль, которая не выдержала интенсивного торможения на асфальтовой секции в начале пятнадцатого допа. И всего через сто метров после старта СУ на торможении машину бросило влево, она ударилась о бетонный забор и отправилась в полёт…

Это был первый и последний старт для этой Citroen C3 R5 с номером шасси 27.

На этом пока всё. Продолжение следует…

———————————————————

ВНИМАНИЕ! Абсолютно все тексты данного дзен-канала написаны мной и только мной. Если вы увидели где-либо текст, который вы увидели здесь, значит это просто репост.

Источник: zen.yandex.ru

Добавить комментарий