Что гонщики раньше позволяли себе говорить в интервью? [а сейчас стесняются]

Раньше было лучше. Ну в автоспорте. Да, я действительно так считаю! И дело не в культовых гоночных машинах или легендарных гонщиках прошлого – дело в том, что они говорили в интервью. Сейчас гонщики себе такого не позволяют. Миром правит политкорректность, общение журналистов с прессой как правило идёт через пресс-службы команд. Сор из избы никто не выносит. Времена острых шуток закончились. А ведь как хорошо было раньше…

Я хочу напомнить тем, кто слышал данные интервью и комментарии, как же весело было раньше. А тем, кто не так давно начал следить за мировым ралли, будет интересно узнать что-то новое. Кое-где в данной статье есть видеовставки – можете сами посмотреть и послушать.

Кстати, в основном в сегодняшней подборке фигурируют финские гонщики – это было сделано не специально. Просто вот такие они юмористы!

1986 год. Чемпионат мира по ралли. Ралли «Швеция»

Пилот заводской команды Lancia Martini Хенри Тойвонен был любимцем всех и вся – его любили и болельщики, и журналисты, и соперники.

14 февраля 1986 года. Завершился первый день единственного снежно-ледового ралли в календаре WRC – второго этапа серии, ралли «Швеция». Хенри завершил день лидером в минуте от занимавшего второе место Юхи Канккунена.

Хенри Тойвонен на ралли "Швеция" 1986 года

В конце дня Хенри взял в руки микрофон и, как говорится, «на серьёзных щах», пошёл брать интервью у своего основного соперника. Что из этого получилось? Получилось одно из самых забавных интервью в истории ралли!

Хенри Тойвонен: С нами Юха Канккунен. Он идёт вторым – конечно же после меня. Как вы думаете, почему этот Тойвонен настолько быстр?

Юха Канккунен: (смеётся) Тойвонену сегодня немножко повезло! Но завтра это не станет для нас проблемой – это же только одна минута.

Хенри Тойвонен: С вашим автомобилем возникли какие-то проблемы?

Юха Канккунен: Нет. Только между сиденьем и рулевым колесом.

Хенри Тойвонен: Но это же абсолютно нормально для вас?

Юха Канккунен: Да, но завтра мы это изменим.

Хенри Тойвонен: В смысле [замените] пилота?

Юха Канккунен: Да.

Хенри Тойвонен: То есть Юха Канккунен сядет в кресло штурмана, а Пииронен будет пилотировать?

Юха Канккунен: Да, что-то в этом духе.

Хенри Тойвонен: Ок, тогда мне тоже придётся поменяться местами.

На следующий день на первом же спецучастке двигатель Lancia Delta S4 Тойвонена взорвался и дуэль двух финнов не случилась – гонку выиграл Юха Канккунен.

1993 год. Чемпионат мира по ралли. Ралли «Швеция»

Томми Мякинен в 1993 году ещё не был ни четырёхкратным чемпионом мира, ни руководителем заводской раллийной команды Toyota Gazoo Racing – финн был подающим надежды молодым гонщиком. Для участия в своём первом этапе чемпионата мира по ралли 1993 года – и третьем в карьере ралли «Швеция» – Томми удалось заполучить великолепное "оружие": экс-заводскую Lancia Delta HF Integrale "Evoluzione" (заводской индекс Abarth SE050).

Эту машину было принято называть «Deltona» или «Super Delta». Мякинену досталась машина с номером шасси 556734 – на ней в 1992 году сам Юха Канккунен выиграл ралли «Португалия». После чего Дарио Черрато разбил машину на ралли «Коста Смеральда» и автомобиль продали команде Astra Racing – в её составе Мякинен и вышел на старт шведского этапа чемпионата мира по ралли.

Томми Мякинен

Юха Канккунен в межсезонье подписал контракт с заводской командой Toyota Team Europe и приехал в Швецию в ранге одного из главных фаворитов сезона – в итоге в конце сезона именно он и стал чемпионом мира.

11 февраля перед стартом гонки участники общались друг с другом и один из забавных диалогов попал в объектив видеокамеры. Томми Мякинен и Юха Канккунен встретились возле автомобиля Томми. Молодой пилот не смог не подколоть своего земляка, но Юха за словом в карман никогда не лез…

Томми Мякинен: Ну что, как тебе моя машина? (смеётся)

Юха Канккунен: Что это за металлолом? Ты на ней далеко не уедешь. Смотри – она вся ржавая, да и тормоза у неё ни к чёрту. (оба смеются)

На финише гонки Канккунен был вторым, Мякинен – четвёртым.

1994 год. Чемпионат мира по ралли. Ралли «Network Q RAC»

Финальный этап чемпионата мира по ралли решал судьбу звания в личном зачёте – борьба шла между гонщиком Toyota Castrol Team Дидье Ориолем и пилотом 555 Subaru World Rally Team Карлосом Сайнсом. Однако главными действующими лицами гонки были не они, а их товарищи по командам – Юха Канккунен и Колин Макрей соответственно. Француз и испанец ехали с минимальным риском, ведь им в обязательном порядке нужно было финишировать – а Карлосу и вовсе нужен был финиш в первой тройке, иначе он бы не догнал Дидье.

А вот финн и шотландец могли ехать, что называется, «на все деньги» – при этом мешая соперникам и помогая своему товарищу по оружию. Поэтому Колин и Юха бились от начала гонки и до самого конца.

Карлос Сайнс выиграл два стартовых спецучастка гонки, после чего уступил лидерство Колину МакРею. А вот Канккунен постоянно бился с испанцем за второе место. Так прошли первые три дня гонки.

В преддверии заключительного дня Макрей лидировал с отрывом от Сайнса в одну минуту и сорок пять секунд. Канккунен шёл третьим в минуте от Карлоса.

Карлос Сайнс

Последний день состоял из семи спецучастков, однако интрига продержалась лишь неполные два допа. Карлос Сайнс не доехал до финиша второго воскресного спецучастка – 24-километрового допа «Dyfi». В правом повороте его Subaru Impreza 555 поскользнулась, её развернуло и она свалилась передней частью с трассы в канаву. На то, чтобы выбраться обратно Сайнсу, его штурману Луису Мойе и целой толпе болельщиков пришлось потратить более получаса. На этом о борьбе и о чемпионском звании можно было забыть. Карлос добрался до финиша с отставанием от показавшего лучшее время МакРея в тридцать четыре минуты и оформил сход.

Колин МакРей довёл гонку до победы, а Юха Канккунен стал вторым. Дидье Ориоль финишировал шестым и впервые в своей карьере стал чемпионом мира по ралли.

Но нас конечно же интересуют комментарии и на этой гонке вновь отличился Юха Канккунен – ну кто же ещё как не он? После того, как сошёл Карлос Сайнс журналисты конечно же принялись интересоваться у гонщиков, ехавших вслед за испанцем, что же с ним произошло, видели ли они автомобиль Карлоса.

«Участливый» (именно так, в кавычках) Юха улыбнулся, подмигнул ошеломлённым труженикам пера и сказал следующее: «Мы видели, что Карлос свалился в канаву. Я хотел остановиться, чтобы… затолкать его поглубже!»

1998 год. Чемпионат мира по ралли. Ралли «Тур де Корс»

В 1997 и 1998 годах четырёхкратный чемпион мира по ралли Юха Канккунен выступал в составе заводской команды Ford Motor Co. Ltd. Казалось, что успехи финского гонщика уже в прошлом – после победы на ралли «Португалия» в 1994 году Юха никак не мог взойти на высшую ступень подиума.

После скандальной дисквалификации его команды Toyota Castrol Team в сезоне-1995 из-за мухлежа с турбонаддувом и рестриктором Канккунен фактически остался без работы в 1996 году. Он проехал три гонки на Toyota Celica GT-Four (ST205) в статусе пилота-частника, но возвращавшейся в 1997 году в чемпионат мира по ралли команде Toyota оказался не нужен. И с середины сезона-1997 принял предложение Ford.

Юха Канккунен

Полтора сезона Канккунен провёл неплохо – он двенадцать раз поднимался на подиум и по итогам каждого из сезонов становился четвёртым. Худшим же результатом для него стало ралли «Корсика» 1998 года, где он стал лишь девятым – ну не нравились финну асфальтовые ралли, хоть плачь!

На финише одного из спецучастков Канккунен проговорился журналисту, в чём же секрет его провала. И вот как это было…

Юха Канккунен: Условия были очень сложные – то мокрый, то сухой асфальт.

Журналист: И что же вас больше устроит?

Юха Канккунен: Снег! [разговор проходил 5 мая – прим.редакции]

1999 год. Чемпионат мира по ралли. Ралли «Финляндия»

На своём домашнем этапе чемпионата мира по ралли 1999 года финн Юха Канккунен одержал последнюю в карьере победу в WRC – и заодно увековечил своё имя главным раллийным мемом современности.

Заключительный спецучасток гонки – семикилометровый СУ23 «Ruuhimaki» – транслировался в прямом эфире одним из финских телеканалов, а также телеканалом «Евроспорт». Весь мир смотрел за тем как участники под дождём преодолевают последние километры гонки.

Юха Канккунен

Перед стартом допа Юха лидировал с отрывом в десять с половиной секунд от своего товарища по команде Subaru World Rally Team Ричарда Бёрнса. Третьим в двадцати с половиной секундах шёл Карлос Сайнс. Рисковать никто из первой тройки не хотел, поэтому на последнем спецучастке лидеры ехали не очень быстро, а скорее осторожно.

На финише спецучастка Канккунен был девятым, Бёрнс – восьмым, Сайнс показал пятое время.

К Subaru одержавшего победу в гонке Канккунена подошёл финский журналист, поздравил его с победой и задал несколько вопросов на английском языке и под конец состоялся такой диалог…

Журналист: Шёл дождь. Какая резина у вас была?

Юха Канккунен: Чёрная, круглая, Pirelli.

Мем "чёрная, круглая, Pirelli" до сих пор ходит гоночных и окологоночных кругах. А в 2020 году гонщик заводской команды M-Sport Теему Сунинен фактически ответил подобным же образом на вопрос журналистки о выборе резины во время ралли «Монте-Карло». Её интересовало какой тип резины будет использовать Теему – с шипами или без, зимнюю или слик. На что молодой финн сказал: «Шесть Michelin».

2004 год. Чемпионат мира по ралли. Ралли «Турция»

На этой гонке Маркус Гронхольм озвучил свой самый легендарный мем – пусть и немного неприличный, но из песни слов не выкинешь!

На одном из спецучастков штурман Маркуса Тимо Раутиайнен внезапно закричал от боли! Пилот никак не мог понять в чём дело, а толком объяснить штурман не мог – настолько больно ему было.

Вот такой диалог на финском языке состоялся во время движения:

Тимо Раутиайнен: Оооооох!

Маркус Гронхольм: Что?!

Тимо Раутиайнен: Оооооох!

Маркус Гронхольм: Что случилось?

Тимо Раутиайнен: Что-то прошло сквозь мою задницу…

Тимо Раутиайнен: Оооох, чёрт!

Маркус Гронхольм: Сильно болит? Что случилось?

Тимо Раутиайнен: Что-то прошло сквозь пол.

Маркус Гронхольм: Мне остановиться?

Тимо Раутиайнен: Нет!

Экипаж Гронхольм / Раутиайнен на ралли "Турция" 2004 года

В итоге экипаж сбросил темп и доехал до финиша выяснились хоть какие-то подробности и Гронхольм озвучил журналистам свою версию. Только вот в силу того, что для Маркуса английский язык не является родным, он высказался слишком прямолинейно:

Маркус Гронхольм: Нам пришлось остановиться потому что какой-то камень или что-то прошло через сиденье Тимо. Прямо в задницу Тимо! [дальше последовал двусмысленный жест]

На самом деле это был не камень, а стальная арматура(!) которая использовалась для дорожного покрытия. Peugeot 307 WRC финского экипажа проехала по ней передним правым колесом и из-за этого арматура встала вертикально, вонзившись в днище автомобиля. Пробив днище она пробила также сиденье и в итоге попало в… ну в общем если бы этот блог вёлся на латыни, то я бы назвал это «musculus gluteus maximus».

В целом смешного в этой ситуации ничего нет, но журналисты и болельщики до сих пор вспоминают эту фразу Маркуса Гронхольма. В Финляндии даже печатают футболки с ней…

2004 год. Чемпионат мира по ралли. Ралли Сардиния

Экипажи заводской команды Peugeot Sport испытывали большие проблемы со своими Peugeot 307 WRC. Харри Рованпера занимал седьмую позицию, но на девятом спецучастке «Tandalò» он был вынужден остановиться на трассе – из-за неполадок в электронике у него перестали переключаться передачи в коробке передач.

Первый пилот команды Маркус Гронхольм шёл вторым и стартовал позднее Харри. Но по ходу спецучастка у него пропадает мощность – машина может ехать лишь на первой передаче. «Боссе» тоже останавливается на трассе, пытается что-то сделать, но изменить ничего не получается и он продолжает неспешное движение к финишу.

До момента возникновения проблем Peugeot ехали очень красиво…

В какой-то момент Peugeot Гронхольма подъезжает к стоящей на обочине машине Рованперы. Финны перекидываются парой фраз и Маркус едет дальше.

Гронхольм добирается до финиша и попадает в лапы журналистов.

Журналист: Со стороны выглядело довольно забавно – два финских гонщика из одной команды прямо посреди спецучастка общаются на тему технических неполадок.

Маркус Гронхольм: Да, я впервые разговаривал со своим товарищем по команде прямо на трассе. К сожалению я не прихватил с собой кофе!

Проблемы и остановка Гронхольма привели к потере двадцати трёх минут – а с ними и девятнадцати позиций в абсолютном зачёте. Но к финишу гонки Маркус сумел отыграться – с двадцать первого места он поднялся на седьмое.

2006 год. Чемпионат мира по ралли. Ралли «Германия»

В чемпионате мира по ралли с давних пор практически не осталось полностью асфальтовых этапов – их от силы два-три. Умением выстраивать тактику езды на таких гонках славится, прежде всего, многократный чемпион мира по ралли Себастьен Лёб. Француз – настоящий гений асфальта, равных ему в чемпионате нет. Ну по крайней мере не было в 2006 году – это уж точно.

Но соперники конечно же не собирались сдаваться без боя – вот и в Германии в 2006 году всё тот же Маркус Гронхольм намеревался дать бой своему визави. Тем более, что в распоряжении финского пилота заводской команды BP Ford World Rally Team был новенький заводской Ford Focus RS WRC`06 (это была первая гонка для данного шасси №EU55 CNN), а француз выступал на экс-заводской Citroen Xsara WRC команды Kronos Racing – данному шасси №31 исполнилось уже три года.

Маркус Гронхольм никогда не был фанатом асфальтовых ралли…

Однако на финиш одного из спецучастков финский гонщик приехал просто раздавленным – Лёб переиграл его в «шинной лотерее». Маркус не скрывал разочарования самим собой…

Маркус Гронхольм: У нас была информация, что дождя не будет. Поэтому мы и поставили самый жёсткий состав резины. Но он [речь о Себастьене Лёбе] будто бы знал…

Журналист: Откуда он всё знает?

Маркус Гронхольм: Не знаю! У него должна быть очень хорошая метеосистема. Не понимаю. Дождя не планировалось, мы поставили жёсткую резину. Это было… оооох… Мы ехали и гадили себе же в штаны!»

Себастьен Лёб закончил гонку победой. Маркус Гронхольм финишировал третьим, но проиграл эльзасцу унизительные две минуты и двадцать секунд.

2007 год. Чемпионат мира по ралли. Ралли «Германия»

Через год Маркус Гронхольм вновь оказался в той же ситуации – погода была непредсказуемой и постоянно менялась. Перед началом очередной секции при выезде из сервис-парка журналисты конечно же приставали к гонщикам с вопросами о том, чего они ждут от предстоящих спецучастков.

На свою голову они подошли и к лидеру чемпионата, которым в тот момент был Маркус Гронхольм – но в итоге часть интервью пришлось "запикать"…

Журналист: Что вы можете сказать нам об условиях на спецучастках следующей секции?

Маркус Гронхольм: Там будет дерьмово!

Журналист: Думаете там идёт дождь?

Маркус Гронхольм: Не знаю. Я не метеро… не метеоролог. Это дерьмово, когда на гонке у нас такая погода, а мы сидим и гадаем. Я не знаю.

Ту гонку финский пилот закончил четвёртым – на последнем спецучастке он вылетел с трассы и повредил заднюю правую подвеску своего автомобиля.

2007 год. Чемпионат мира по ралли. Ралли Сардиния

В 2007 году Маркус Гронхольм выступал в чемпионате мира по ралли в составе команды BP Ford World Rally Team. На гравийном этапе в Италии – ралли «Сардиния» – финский гонщик собрал целую кучу неприятностей. В первый день на одном из торможений у него загорелись тормоза, затем в какой-то момент отвалился глушитель, а после вытек передний амортизатор.

Во второй день Гронхольм пробил одно колесо, использовал запасное, а затем пробил второе колесо и доезжал до финиша спецучастка на диске. И, наконец, к финишу второго дня Маркус добрался практически без тормозов – хоть и на втором месте, но позади своего основного соперника Себастьена Лёба.

Что же ответить настырным журналистам, которые упорно норовят узнать о том, как прошёл очередной день гонки? Урок от Маркуса Гронхольма!

Журналист: Как прошёл сегодняшний день? Но расскажите более чем в трёх словах…

Маркус Гронхольм: Не очень хорошо… Сегодня. Четыре же?

А на первом же спецучастке третьего дня лидер гонки Себастьен Лёб оторвал колесо и сошёл. Маркус Гронхольм одержал победу.

Приводить примеры забавных словесных пикировок можно до бесконечности. Но в одном можно быть уверенным – сейчас гонщики такого себе не позволяют. Ну за исключением Кими Райкконена, конечно же!

Источник: zen.yandex.ru

Добавить комментарий