Зарядка для аккумулятора: испытали 9 «автоматов», одобрили — только пять
Самостоятельно установить нужный ток заряда, проконтролировать плотность и температуру электролита, проследив за напряжением на клеммах батареи… — большинству автовладельцев подобные тонкости неинтересны. Если нужно «просто зарядить» подсевшую батарею, не вдаваясь в физику процесса, из многообразия зарядных устройств подойдет зарялка-«автомат».
Что и как испытывали
Для экспертизы мы приобрели девять зарядных устройств по цене от 950 до 5000 рублей.
В программу испытаний, кроме снятия вольт-амперных характеристик, включили проверку «защиты от дурака» (скажем, случайно закоротили клеммы — не сгорит ли прибор?), оценили возможность использования в качестве гаражного источника питания, сравнили удобство пользования (длину проводов, качество заделки клемм и так далее).
Таких водителей нужно лишать прав и направлять на пересдачу! Вы «за»?
Водитель пьян, а оштрафуют пассажиров? Да!
Каждый из вас может выиграть внедорожник Лада Нива. Для этого достаточно проголосовать в Гран-при «За рулем» и выбрать лучшие автомобили в каждом из одиннадцати классов. Заполнить анкету можно здесь.
Голосование завершится 28 февраля 2022 года.
Экспертиза «За рулем»
Airline ACH-20AU-09. Зарядное устройство автоматическоеAirline ACH-20AU-09. Зарядное устройство автоматическое
Несмотря на четыре кнопки управления, что для автомата многовато, в управлении прост. На передней панели напечатаны все подсказки. В приборе сочетаются свойства автоматического зарядника и устройства с ручным управлением. Например, если надо срочно зарядить аккумулятор, то можно использовать высокие возможности прибора, переведя его в режим заряда большими токами — до 20 А. Вручную можно запустить режим десульфатации. Хорошие клеммы с длинными толстыми проводами. Все показатели позволяют по совокупности качеств рекомендовать к покупке.
Daewoo DW800. Интеллектуальное зарядное устройствоDaewoo DW800. Интеллектуальное зарядное устройство
Вопреки всем рекомендациям прибор приходится сначала включать в розетку, а затем подсоединять клеммы к батарее: выбрать один из шести режимов работы можно только до подключения к автомобилю. Когда клеммы наброшены, режим уже не изменить.
Не понравилось то, что главным индикатором является светодиод с надписью «ошибка». Он постоянно моргает в рабочем режиме. Неподготовленному человеку это покажется странным, хотя цвет индикатора и зеленый…
Заряжает АКБ по сложному алгоритму. Мы проверили батарею, заряженную этим устройством, — да, все хорошо. Плотность электролита и напряжение разомкнутой цепи нормальные. Время зарядки не определено и зависит от исходного состояния батареи. Жаль, что не показывает напряжение батареи без подключения к сети. Прочные и длинные провода и хорошие клеммы. В целом — рабочее устройство.
Fubag micro 80/12. Зарядное устройствоFubag micro 80/12. Зарядное устройство
Почему в описании присутствует слово Starter — непонятно. Компактное устройство позволяет с помощью единственной кнопки выбрать режим заряда до напряжения 14,4 В батарей малой и большой емкости, зимний режим заряда до напряжения 14,7, а также обслуживание шестивольтовых АКБ.
Индикация простейшая — половина заряда и целый. Ни вольтметров, ни амперметров нет. В комплект к зарядному устройству, помимо «крокодилов», входят круглые клеммы, которые можно присоединить к батарее «на постоянку» и подсоединяться разъемом на проводе зарядника. Еще есть наконечник в виде вилки прикуривателя, только сейчас редко встречаются автомобили, у которых прикуриватель находится под напряжением при выключенном зажигании.
Обеспечивая небольшой зарядный ток, устройство подойдет тем, кто имеет возможность регулярно и планово подзаряжать свой аккумулятор. В этих условиях вполне пригоден.
Hyundai HY800. Интеллектуальное зарядное устройствоHyundai HY800. Интеллектуальное зарядное устройство
Нельзя использовать как источник питания. Единственная кнопка позволяет выбрать один из трех режимов зарядки — медленную, быструю и зимнюю, с повышенным напряжением. Зарядный ток меняется по сложному алгоритму, включая при необходимости даже режим десульфатации, но прибор в предельном режиме честно отдает до 8 А.
Достигнув напряжения 14,7 В в зимнем режиме или 14,4 В в обычном, гаджет переходит в режим поддержания напряжения на уровне 13,5 В. Так что можно использовать для длительного хранения аккумулятора в рабочем состоянии. Устройство показало себя достойно.
Kölner КВСН 8. Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторных батарейKölner КВСН 8. Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторных батарей
Должен работать с 6‑и 12‑вольтовыми АКБ. Есть клавишный переключатель быстрой и медленной зарядки. С верхним пределом напряжения около 14 В не обеспечит полного заряда батареи. Внутри имеет простейший тепловой предохранитель, спасающий от коротких замыканий и переполюсовки. Стрелочный вольтметр с символами для качественной оценки напряжения с обратной шкалой поначалу шокирует. Сам прибор тяжелый, трансформаторный. Можно держать в гараже как источник нескольких напряжений, но для зарядки АКБ не подходит.
Patriot BCI-15RD. Интеллектуальное зарядное устройствоPatriot BCI-15RD. Интеллектуальное зарядное устройство
В описании встретились «гелиевые батареи» — и это пишет производитель? На лицевой панели начал отслаиваться прозрачный пластик. Думали, что это защитная пленка: приподняли иголочкой, но под ней уже видны отверстия для микропереключателей.
Испытанный прибор ни в какую не выдавал ток больше 8 А, что вдвое меньше заявленного. Мало того, встроенный амперметр завышает показания примерно на 3 А. Неплохой по задумке прибор (например, может работать цифровым вольтметром без подключения к осветительной сети) пал жертвой небрежного исполнения, причем как на уровне внешнего вида, так и по точности настройки. Рекомендовать не можем.
АЗУ-5. Автоматическое импульсное зарядное устройствоАЗУ-5. Автоматическое импульсное зарядное устройство
Обещан режим источника питания, но при подключении нагрузки 30 Вт показывает ошибку. Неудачное расположение светодиодов приводит к тому, что индицирующий нормальную работу постоянно подсвечивает тот, который показывает ошибку, хотя и более слабо. Заряжает батарею вначале в режиме стабилизации тока около 5 А, а затем, по мере заряда, переходит в режим поддержания постоянного напряжения около 14,8 В. Далее — режим хранения батареи. Тоненькие, короткие провода со слабыми «крокодилами». Как недорогой и довольно медленный зарядник — сойдет.
Вымпел — 100. Блок питания для автомобильной аппаратурыВымпел — 100. Блок питания для автомобильной аппаратуры
Продукция этой фирмы победила в тесте зарядных устройств с ручным управлением, но на сей раз не порадовала. Выключатель питания недовставлен в гнездо и дальше идти не желает. Режим короткого замыкания прибор преодолевает не внутренней защитой, а нагревом тоненьких штатных проводов: напряжение на выходных зажимах падает до 1,2 В, но провода-то греются… Заряд батареи осуществляет в режиме постоянного напряжения 14,4 В, как генератор на автомобиле. И только поначалу, на сильно разряженном аккумуляторе, прибор выдает ток около 20 А, а напряжение — какое получится. Далее — 14,4 В.
Гнездо прикуривателя для запитки разных гаджетов таковым и оказалось — настоящим прикуривателем, а не современной розеткой. Причем прикуриватель — глубокий, времен ВАЗ‑2106. Многие современные гаджеты до центрального контакта просто не достают. Не понравились клеммы присоединения проводов к прибору. Устройство нуждается в модернизации и качественном изготовлении. Рекомендовать не можем.
Т-1001А. Зарядно-диагностический приборТ-1001А. Зарядно-диагностический прибор
Производит впечатление прибора из середины девяностых, когда были популярны вольтметры в виде линеек светодиодов. При подключении к батарее или генератору может работать вольтметром, но точность — никакая! Батарея оценивается с шагом через 0,2 В, генератор — всего двумя точками: 13,6 В — зеленый светодиод, 14,5 В — желтый.
При подключении к розетке внутри начинает гудеть что-то типа сварочной дуги. Не будь мы испытателями, сдали бы прибор обратно в магазин. Но мы его вскрыли. Металлический корпус собран на микроскопических пистонах типа автомобильных: очень слабенькое крепление. Внутри электрического разряда, к счастью, не было, но противный звук остался. Качество монтажа элементов тоже не понравилось. Например, силовой транзистор привернут прямо к лицевой панели, которая в этом месте ощутимо греется. С риском пожара получили несколько цифр и в итоге ставим однозначную оценку — неуд.
ГОСТ для зарядных устройств есть?
Такую заделку клемм мы считаем халтурной. Проводник припаян, но весь провод должен быть зажат!Такую заделку клемм мы считаем халтурной. Проводник припаян, но весь провод должен быть зажат!
Никакими стандартами алгоритм зарядки АКБ не оговаривается: каждый производитель выбирает его на свое усмотрение.
Действующий ГОСТ Р 53165–2020 (МЭК 60095–1:2018) относится к аккумуляторным батареям, а не к зарядным устройствам. Любопытно, что в нем упоминается напряжение зарядки 16,0 В для батарей открытого типа и 14,8 В для АКБ с регулирующими клапанами VRLA. Ни одно из проверенных нами зарядных устройств такого напряжения не выдает. Однако считать это недостатком не будем: ГОСТ рекомендует указанные напряжения для последующих испытаний батарей, а не для эксплуатации.
Подводим итоги
Уже несколько лет мы эксплуатируем зарядное устройство из Китая. Его-то и можно считать идеальным. Ни одной кнопки, зато полная информация о процессе: напряжение, ток (до 6 А) и процент заряда. Цена на момент приобретения составляла около тысячи рублей.Уже несколько лет мы эксплуатируем зарядное устройство из Китая. Его-то и можно считать идеальным. Ни одной кнопки, зато полная информация о процессе: напряжение, ток (до 6 А) и процент заряда. Цена на момент приобретения составляла около тысячи рублей.
Типичный график заряда аккумуляторной батареи умным устройством. Есть режим десульфатации (1–2), ступенчатая основная зарядка (3–8), переходящая в режим хранения (9).Типичный график заряда аккумуляторной батареи умным устройством. Есть режим десульфатации (1–2), ступенчатая основная зарядка (3–8), переходящая в режим хранения (9).
В итоге четыре прибора из девяти нам не понравились — впрочем, наше мнение, как обычно, относится только к конкретной выборке. Больше других приглянулись Airline ACH-20 AU-09 и Daewoo DW800, хотя цена в обоих случаях не порадовала.
Внешность прибора Т-1001А просто зовет назад в СССР.Внешность прибора Т-1001А просто зовет назад в СССР.
Вымпел-100 огорчил слишком глубокой розеткой.Вымпел-100 огорчил слишком глубокой розеткой.
Зарядник Т-1001А изнутри — монтаж неаккуратный, силовой транзистор прикреплен прямо к корпусу, сборка на хлипких пистонах.Зарядник Т-1001А изнутри — монтаж неаккуратный, силовой транзистор прикреплен прямо к корпусу, сборка на хлипких пистонах.
Результаты испытаний автоматических зарядных устройств
АЗУ-5
Вымпел — 100
Airline
DW800
Fubag
HY800
Kölner
Patriot
Т-1001А
Заявленный зарядный ток, А
0,5–5
20
20
8
4
0,6–8
до 8
2; 8; 15
до 9
Реальный максимальный зарядный ток, А
5,26
20,12
19,89
7,95
4,11
8,02
9,55
8,03
5,35
Заявленное выходное зарядное напряжение, В
14,6 — 15,0
14,2 — 14,4
12
12
6 / 12
12 — 14,7
6 / 12
14,4–14,7
—
Выходное напряжение конца заряда, В
14,7
14,4
14,8
14,8
14,7
14,7
14,0
14,6
14,4
Температурный режим, ˚С
0 — +40
— 10 — +40
— 5 — +40
—20 — + 50
— 10 — + 40
н.д.
н.д.
— 20 — 40
— 30 — +50
Ограничения по емкости АКБ
—
—
до 250 А·ч
до 200 А·ч
до 80 А·ч
—
—
до 300 А·ч
до 110 А·ч
Тест напряжения АКБ без подсоединения к сети
—
—
—
—
—
—
—
+
+ (очень низкая точность)
Возможность работать источником питания: напряжение, В
—
14,4
—
13,7
—
—
5,6 / 8,1 / 11,2 / 14,7
—
—
Погрешность вольтметра до, В
—
—
0,1
0,1
—
0,8
очень высокая
0,7
0,2
Защита от короткого замыкания клемм/
при неверном подключении
+/+
+/-
+/-
+/+
+/+
+/+
+/+
+ (тепловая) /
+ (тепловая)
+/+
+/+
Длина проводов 220/12 В, мм
1100 / 880
850 / 1130
1770 / 1730
1800 / 1900
1510 / 1100
1540 / 1000
1450 / 1400
1500 / 1630
1040 / 1080
Сечение провода 12 В, мм²
0,5
1,0
1,5
1,5
0,75
1,5
0,75
1,0
0,75
Качество клемм
+/-
+/-
+
+
+
+
+
+
—
Качество заделки клемм
—
+/-
+
+
+
+
+/-
—
+
Масса, г
745
862
1573
797
465
760
2394
900
726
АЗУ-5
Вымпел — 100
Airline
DW800
Fubag
HY800
Kölner
Patriot
Т-1001А
Заявленный зарядный ток, А
0,5–5
20
20
8
4
0,6–8
до 8
2; 8; 15
до 9
Реальный максимальный зарядный ток, А
5,26
20,12
19,89
7,95
4,11
8,02
9,55
8,03
5,35
Заявленное выходное зарядное напряжение, В
14,6 — 15,0
14,2 — 14,4
12
12
6 / 12
12 — 14,7
6 / 12
14,4–14,7
—
Выходное напряжение конца заряда, В
14,7
14,4
14,8
14,8
14,7
14,7
14,0
14,6
14,4
Температурный режим, ˚С
0 — +40
— 10 — +40
— 5 — +40
—20 — + 50
— 10 — + 40
н.д.
н.д.
— 20 — 40
— 30 — +50
Ограничения по емкости АКБ
—
—
до 250 А·ч
до 200 А·ч
до 80 А·ч
—
—
до 300 А·ч
до 110 А·ч
Тест напряжения АКБ без подсоединения к сети
—
—
—
—
—
—
—
+
+ (очень низкая точность)
Возможность работать источником питания: напряжение, В
—
14,4
—
13,7
—
—
5,6 / 8,1 / 11,2 / 14,7
—
—
Погрешность вольтметра до, В
—
—
0,1
0,1
—
0,8
очень высокая
0,7
0,2
Защита от короткого замыкания клемм/
при неверном подключении
+/+
+/-
+/-
+/+
+/+
+/+
+/+
+ (тепловая) /
+ (тепловая)
+/+
+/+
Длина проводов 220/12 В, мм
1100 / 880
850 / 1130
1770 / 1730
1800 / 1900
1510 / 1100
1540 / 1000
1450 / 1400
1500 / 1630
1040 / 1080
Сечение провода 12 В, мм²
0,5
1,0
1,5
1,5
0,75
1,5
0,75
1,0
0,75
Качество клемм
+/-
+/-
+
+
+
+
+
+
—
Качество заделки клемм
—
+/-
+
+
+
+
+/-
—
+
Масса, г
745
862
1573
797
465
760
2394
900
726
Счастливого пути и поменьше проблем с аккумуляторными батареями!
Фото: «За рулем» и depositphotos.com
Зарядка для аккумулятора: испытали 9 «автоматов», одобрили — только пять
Если АКБ разрядилась, проще всего воспользоваться автоматическим зарядным устройством. Мы протестировали девять таких устройств — и оказалось, не всё так просто.
Зарядка для аккумулятора: испытали 9 «автоматов», одобрили — только пятьЗарядка для аккумулятора: испытали 9 «автоматов», одобрили — только пять
Если АКБ разрядилась, проще всего воспользоваться автоматическим зарядным устройством. Мы протестировали девять таких устройств — и оказалось, не всё так просто.
Зарядка для аккумулятора: испытали 9 «автоматов», одобрили — только пятьНаше новое видео
И не страшно покупать «китайца»? Тест двух кроссоверов 4х4
Еще одна кормушка! Штраф за превышение скорости на 10 км/ч
Самые дешевые полноприводники: большой тест «За рулем»
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем на Яндекс.Дзен
Источник: