Аргентина и Чили отказались поставлять нам литий. Это скажется на производстве АКБ?

Как стало известно, Аргентина и Чили приостановили поставки в РФ литиевого сырья, которое, в том числе, используется для производства аккумуляторов. Ну вот, еще и литий ушел из России… Правда, в Минпромторге заверили, что существует и третий поставщик — Боливия, и она поставки редкого металла продолжает. Добывают это сырье и в Китае, однако эта страна и сама испытывает его острую нехватку для своих нужд.

В России же полностью утрачена добыча лития, хотя в СССР ее вели.

При этом мощности по переработке сырья у РФ есть, компании занимаются этим с учетом как обеспечения внутренних потребностей, так и поставок на экспорт. Но в случае, если откажет еще и Боливия, литиевое сырье нам будет брать негде. И тогда может быть большая проблема в обеспечении собственных литиевых потребностей в литий-ионных аккумуляторных батареях, не скрывают в Минпромторге.

ГИБДД вооружат 3D-сканерами — что изменится для водителей?

Усталость за рулем приравняют к пьянству

Можно ли добывать литий в России?

Да. Чтобы начать добычу литиевого сырья на территории РФ, необходимо ускорить оформление лицензий на работу таких предприятий. Есть литий в техногенных отвалах Завитинского месторождения в Забайкальском крае, также можно разрабатывать его месторождения в Мурманской области.

Однако в автопроме литий используется в литий-ионных аккумуляторах только для электротранспорта. Так что не стоит переживать о перебоях в производстве российских АКБ для автомобилей с ДВС. В гражданских целях литий-ионные аккумуляторы у нас до сих пор выпускало лишь новосибирское предприятие «Лиотех». Причем продукция предприятия шла для обеспечения нужд пассажирского транспорта, в том числе электробусов, которые до последнего времени активно внедряли в столице. Серийных легковых электромобилей, как известно, у нас своих пока нет, хотя несколько компаний ведут опытные разработки, и есть шанс, что таковые появятся.

Российские предприятия, выпускающие аккумуляторы, примерялись к производству литий-ионных батарей, но без отечественного сырья такая продукция вышла бы «золотой», поэтому от этой идеи отказались. Используется литий для производства аккумуляторов в оборонной промышленности, но поскольку там существует госзаказ, цены на сырье не имеют решающего значения.

В случае, если бы удалось наладить добычу литиевого сырья в России, это помогло бы встать на ноги не только отечественным производителям электромобилей, но и появилась бы новая строчка дохода в бюджете — во всем мире потребность в этом металле только растет, и его можно было бы экспортировать.

Комментарий эксперта

Михаил Колодочкин, обозреватель «За рулем:

— Нужен ли России литий? Конечно же, нужен — и дело не только в литиевых батарейках и электромобилях. Добавьте сюда термоэлектрические преобразователи, фармакологию, легирование алюминия и многое другое. А еще — внимание(!): литий применяется в ядерной энергетике и оборонной промышленности. В общем, надо искать выход. Если к санкциям «добрых соседей» по планете присоединится и Боливия — станет еще «веселее».

Сегодня совокупные мировые запасы лития составляют примерно пятьдесят миллионов тонн, из которых десять — в Аргентине, девять — в Боливии, восемь с половиной — в Чили, семь — в Китае, шесть с хвостиком — в США, пять — в Австралии. Однако у России есть и собственные залежи лития, которые оцениваются в пять миллионов тонн, но мы их никогда толком не разрабатывали, предпочитая закупать критически важное сырье за рубежом.

С одной стороны, это было правильно: свое никуда не денется, а чужое тратить не жалко. С другой — мы слишком привыкли все покупать. Поэтому сейчас придется перестроиться. По моим сведениям, у нас есть предприятия, способные хоть завтра наладить промышленный выпуск лития и его соединений. Речь о заводах в Красноярске, Новосибирске и под Тулой. А отечественный литий лежит в Мурманской области, в Восточной Сибири и, возможно, где-то еще. Надо его добыть и пустить в дело. Заодно и валюту сэкономим!

    Фото: Depositphotos

    Наше новое видео

    Новый китайский кроссовер: а к нему стоит присмотреться!

    Haval F7 2022: все изменения и 2 претензии

    Isuzu Mu-X и Mitsibishi Pajero Sport: парт-тайм или постоянный полный привод?

    Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

    За рулем на Яндекс.Дзен

    Источник: www.zr.ru

    Добавить комментарий